"Трезвость - здравая рассудительность, свобода от иллюзий и самообмана" - народная мудрость

Марксизм-Ленинизм, Глобализация и Русская Идея

 Вступление

   В настоящей статье я попытаюсь только соотнести, сопоставить масштабы Марксизма-ленинизма как учения, Глобализации как процесса и Русской (народной) Идеи как мировоззрения, народного, русского народа. Более подробный анализ я попытался дать в своих работах «Русская Идея и Коммунизм», «Глобализация и Русская Идея» и ряде других, а также в соответствующих выступлениях, записанных на видео. В Интернете они есть.

И начать я хотел бы с одной замечательной мысли Ф.Энгельса в его работе «Развитие социализма от утопии к науке» (1880 г.): «Хотя Гегель, наряду с Сен-Симоном, был самым универсальным умом своего времени, но он всё-таки был ограничен, во-первых, неизбежными пределами своих собственных знаний, а во-вторых, знаниями и воззрениями своей эпохи, точно так же ограниченными в отношении объёма и глубины» На мой взгляд, это универсальный Закон ограниченности отдельно взятого интеллекта, ума отдельного человека. Уберите имена Гегеля и Сен-Симона и замените их на «Каким-бы универсальным ни был ум отдельно взятого человека, однако …» и дальше по тексту. Вся история развития человечества это доказывает.

  

И не будет ничего оскорбительного в том, если на место Гегеля и Сен-Симона, мы поставим имена таких выдающихся людей, как Карл Маркс, Фридрих Энгельс, В.И. Ленин и т.д.

   И ещё. Сама природа и человеческая практика нам подсказывают, что оценить происходящие вокруг нас процессы можно только тогда, когда масштаб нашего мышления совпадает с их масштабом. Так, например, в материальном мире для исследования процессов на микроуровне человек пользуется микроскопом, на макро - также соответствующим инструментарием, например, телескоп. Тот же подход необходим и в мыслительном (умственном) процессе, в идеальном мире.

   И вот теперь, именно с этих позиций мы и перейдем к дальнейшим рассуждениям.

 

Марксизм-Ленинизм.

   Это учение конкретных людей, умов. Учение строго научное: анализ процессов происходивших в XIX-XX веках, и на его основе выработка соответствующих рекомендаций, выводов и прогнозов. Но, повторяю, со всеми теми естественными и неизбежными ограничениями, для универсальных умов того времени и для тех процессов, которые определяли развитие человечества.

   Примеры. В своей работе «Манифест коммунистической партии» и в предисловиях к различным изданиям его, К.Маркс и Ф Энгельс пишут:

«Коммунисты борются во имя ближайших целей и интересов рабочего класса…»

   «И все же, когда мы написали его, мы не могли назвать его социалистическим манифестом.

…социализм был буржуазным движением, коммунизм - движением рабочего класса»

«Таким образом, в 1847 г. социализм был буржуазным движением, коммунизм - движением рабочего класса. … для нас не могло быть никакого сомнения в том, какое из двух названий нам выбрать»

   «Если русская революция послужит сигналом пролетарской революции на Западе, так что обе они дополнят друг друга, то современная русская общинная собственность на землю может явиться исходным пунктом коммунистического развития …»

    В.И. Ленин, опираясь на учение Маркса К. и Энгельса Ф. пошел дальше их, во-первых, с учетом обстановки в России и, во-вторых, с учетом мировых процессов, свидетелем которых он был. Выступая с политическим отчетом на XI съезде РКП(б) он сказал:

«...и заглядываем в старые книги. А там написано совершенно не про то: там написано про тот государственный капитализм, который бывает при капитализме, но ни одной книги нет, которая была бы написана про государственный капитализм, который бывает при коммунизме. Даже Маркс не догадался написать ни одного слова по этому поводу и умер, не оставив ни одной точной цитаты и неопровержимых указаний. Поэтому нам сейчас приходится выкарабкиваться самим»   (ПСС, 1950, т.33 стр.248)

   И там же в заключительном слове:

«Теперь вышло иначе, и никакой Маркс и никакие марксисты не могли этого предвидеть. И не нужно смотреть назад» (33/277)

«Общество, в котором осталась классовая разница между рабочим и крестьянином, не есть ни коммунистическое, ни социалистическое общество. Конечно при толковании слова социализм в известном смысле, можно назвать его социалистическим, но это будет казуистика, спор о словах.  Социализм - это есть первая стадия коммунизма, - но спорить о словах не стоит (выделено мною-А.Р.)» (29/330)

   Пример для всех, кто называет себя марксистом-ленинцем.

Более подробно о том, что называли классики марксизма-ленинизма социализмом и коммунизмом, в моих работах, упомянутых выше. Подчеркну лишь, что рисовать будущее Человечества на основе сегодняшних представлений конкретного человека, которые завтра станут уже вчерашними, это, как говорится, нонсенс.

 

Глобализация.

   В.И. Ленин жил на переломе XIX-ХХ веков и видел современную ему обстановку через призму, на уровне «капитализм-империализм-социализм-коммунизм» И этот масштаб мышления, видения, действительно соотносился с мировыми процессами того времени, соответствовал им и объяснял их. В наше время такой уровень уже недостаточен.

   Переход из ХХ века в XXI ознаменован уже событием космического масштаба – Глобализацией – превращением планеты Земля из Биосистемы (Природа) в Био-Социальную (Природа + Социум, Человечество), проявляющимся в:

- разрушении Природы - естественной среды обитания Человечества (Социума)     - создании Социумом, в дополнение к природным планетарным сферам, рукотворной и так же планетарной, информационной среды обитания - Инфосферы;

- распаде искусственной формы организации Социума – «Государство»;

- распаде института Семьи, био-социальной системы.

   Разрушение Природы (био-системы «Земля»), создание планетарного параметра «Инфосферы», «разгосударствление» Социума поставили Человечество в целом (Социум), перед угрозой самоуничтожения и необходимостью перехода с «Государственного» на иной – «Планетарный» (во времени и пространстве) – масштаб мышления.

   Подобным масштабом мышления обладают только Исторические Сообщества – Цивилизации, Народы. (подробно в «Глобализация и Русская Идея» А.В. Родионов)

   Смотрите, каков масштаб процессов, происходящих на Земле и ведущих к ее уничтожению - Человечество, планета, Инфосфера..

   Человечество, как Целое, уничтожает свою среду обитания – Природу, Землю – свой мир бытия. Уничтожает самое себя. Деградирует Природа, институт государства, семья, Человечество. И здесь это уже уровень планетарный – ставящий под вопрос вообще жизнь на Земле: «Быть или не быть?»

   Отсюда неизбежно следует, что и мышление современного человека, Человечества, должно быть планетарное.

   И здесь уже совершенно недостаточно ссылаться, ограничиваться какими-либо учениями, теориями – не тот масштаб. Все они были и будут порождениями, идеями конкретных людей со всеми теми ограничениями, о которых говорилось выше.

   Выход один – переход на масштаб Народов, цивилизаций. Даю своё определение, понимание: «Цивилизация – историческое сообщество (Народ, Человек) со всеми результатами своей деятельности и создавшее Язык, в котором отразил и отражает эти результаты»

   Опыт отношений внутри себя и с Природой, во времени и пространстве, несоизмерим с отдельным человеком, будь он, как говорили на Руси, хоть семи пядей во лбу.

     У каждого народа свой, в чём-то ограниченный, но непременно уникальный, опыт, мировоззрение. Посмотрим, что может предложить Человечеству русский Народ, Русский.

 

Русская народная Идея

   Раз мы говорим о планетарном, т.е. мировом, мышлении, то и посмотрим, какое имеет мировоззрение, т.е. представление об окружающем его мире русский народ, как Целое – Русский. Какое понятие имел о нём. Раскрываем «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.

«МИР - вселенная…наша земля, земной шар, свет;

все люди, весь свет, род человеческий;

община, общество крестьян;

сходка.

отсутствие ссоры, вражды, несогласия, войны;

лад, согласие, единодушие, приязнь, дружба,

доброжелательство;

тишина, покой, спокойствие» (т.е. Гармония – А.Р.)

Смотрим «община, общество»:

   «ОБЩИНА - общество, …населенье, состоящее под общим управленьем.

   «ОБЩЕСТВО - собранье людей товарищески, братски, связанных какими- либо общими условиями; крестьянское общество»

Уместно здесь же добавить, что для русского человека

«ЗЕМЛЯ…страна, народ и занимаемое им пространство, государство…»

   И какую потрясающую информацию можно получить, если за словами видеть понятия. Слово, это форма, сосуд, понятие – ее наполнение. Действительно, чтобы узнать мировоззрение Русского, его взгляд на окружающий его мир, его представление о мире бытия, достаточно было только взять русское слово МИР и раскрыть его, «распахнуть окно» в понятие. И всё. Получили «Русский Мир», в основе которого общество – «населенье, состоящее под общим управленьем» При этом отношения между людьми товарищеские, братские, благодаря тому, что все решения принимается на общем сходе, т.е. Советом - коллективным разумом.

«Совет, сход и съезд людей в условное время,

для совместного обсуждения дел;

Любовь взаимная, лад, мир, согласие, дружба.

Жить в совете, в мире, согласии, дружбе» (т.е. в Гармонии ! – А.Р.)

   Но и это еще не все. Обратите внимание, что свой принцип организации жизни на следующем после Семьи уровне бытия – Общество, где царят товарищеские, братские отношения, любовь взаимная, лад, мир, согласие, дружба, Русский переносит и на все остальные уровни Мира: Человечество, Земля («Народ и занимаемое им пространство»), Вселенная - . И всё это благодаря сходу, Совету. Совету не только внутри себя, Человечества, но и Человечества с Природой, Космосом. Ведь все эти слова-понятия входят составной частью в понятие Мир, его наполнение. Значит в неразрывном единстве. Теперь становится понятным, почему для Русского «Русь – это мир, белсвет»

Как видим, для Русского механизм, способ достижения всеобщей, всемирной гармонии - Совет на всех уровнях бытия.

И теперь я уже утверждаю, что

ни у одного народа на земле нет такого понятия, а значит и представления о мире, нет и такого понятия Совет, как у русского (смотрите словари и сравнивайте мировоззрение других народов; слова есть – а подобных понятий нет). Совет на всех уровнях бытия, гарантирующий, обеспечивающий Миру Мир, Будущее, жизнь на Земле..

«Совет, совещание, сход и съезд людей в условное время,

для совместного обсуждения дел; 

 Любовь взаимная, лад, мир, согласие, дружба»

Таким образом в понятии Русского Совет и Мир в о всех его ипостасях – материя и состояние – неразрывны.

   Вот мы и вышли на русское мировоззрение, Русскую Идею – идею русского народа, как Целое, как историко-культурного сообщества, Цивилизации –

Совет на всех уровнях бытия.

Лично я убежден, что именно механизм Совета вообще

подвел черту между животным и человеком, делает человека Человеком,

а все Человечество – человечным ко всему живому на Земле, т.е. и к самому себе, к Природе.

Выводы.

1. Марксизм-ленинизм

1.1. Коммунизм - научный социализм - это не мировоззрение, а учение, теория, наука, система взглядов конкретного человека со всеми теми ограничениями, которые обозначены самим же Энгельсом для самых универсальных, по его определению, умов того времени Сен-Симона и Гегеля: «…во-первых, неизбежными пределами своих собственных знаний; и, во-вторых, знаниями и воззрениями своей эпохи, также ограниченными в отношении объема и глубины»

Что справедливо для   л ю б о г о человека, в т.ч. и для классиков марксизма-ленинизма.

1.2. Следующие ограничения научного социализма:

     - классовый подход, т.к. он является по определению Ф. Энгельса «теоретическим выражением пролетарского движения», т.е. ограничения в политическом пространстве и во времени;

     - как любая научная дисциплина (наука), он не может стать (обще)народной идеей, чтобы «овладеть массами» он требует массового постоянного «политпросвета», что автоматически предполагает и обязательное существование ограниченного круга людей – толкователей («толмачей») – хранителей истины. Как и в религии. Разделяя Народ на «правоверных» и «не-», «управляющих» и «управляемых», «грамотных» и «не-», «пастырей» и «стадо», в конечном счете – на Власть и Народ;  

     - он не рассматривает Народ, Человечество, как целое, более того разделяя пролетариат и крестьянство, не говоря уже о Человечестве, Природе, Космосе;

     -   он не мировоззрение в прямом смысле этого слова, следовательно, по масштабу не сопоставим с происходящими в настоящее время планетарными процессами Глобализации.

2. Глобализация, ведущая к гибели Жизни на Земле:

- разрушается среда обитания, на всех уровнях бытия человека -                                                                  

   Природа, Государство, Семья.

Глобализация – не стихийное бедствие, а процесс, во-первых, планетарный, во-вторых – рукотворный, творимый человечеством на свою же погибель. Причина – отсутствие мировоззрения, планетарного масштаба мышления, пренебрежения к опыту Народов, Человечества.

3. Русская Идея – народная идея, это именно мировоззрение русского Народа,

Среди всех народов на Земле только русский обладает планетарным мышлением, мировоззрением, соответствующим по своему масштабу процессам Глобализации и, в противоположность им, объединяющим в одно Целое Человечество, т.е. другие Народы, Природу и Космос, т.к. обеспечивает гармонию между ними – Мир Миру, жизнь на Земле, Будущее, благодаря механизму Совета.

Вместо эпилога

   В октябре 1917 года произошла не «социалистическая» революция, а «советская».

В своей работе «Что такое Советская власть» В.И. Ленин пишет: «Первый раз в мире власть государства построена у нас таким образом, что только рабочие, только трудящиеся крестьяне, исключая эксплуататоров, составляют массовые организации – Советы, и этим Советам передана вся государственная власть (выделено здесь и далее мною-А.Р.)

   … Советская власть есть путь к социализму, найденный массами трудящихся и потому - верный и потому – непобедимый» (ПСС, «Что такое Советская власть?» (ПСС, 1952 г. т.29. стр.224-225)

   Но вот что записано в Конституции СССР 1977 года:

«Статья 6. Руководящей и направляющей   силой   советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных   организаций   является   Коммунистическая   партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.

     Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной   деятельностью   советского   народа,   придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма…»

   И где же здесь Советская власть и, соответственно «путь к социализму»?

Не может же власть быть под руководством. И в чём тогда верность ленинизму? И какой социализм построили?

   А, как же тогда коммунизм? И снова Ленин В.И.

В своём выступлении перед делегатами VIII Всероссийского съезда Советов он четко сформулировал:

«Коммунизм - это есть Советская власть плюс электрификация всей страны» (31/484) У него есть ещё и другие определения коммунизма, но, разве не понятно, что Советская власть, как постоянная составляющая, первична, основа, все остальное (электрификация, механизация, производительность труда, бесплатный труд и т.д.) – вторично. На рубеже XX-XXI веков электрификацию имели, а «коммунизм»…

   Поэтому оставим в стороне социализм и коммунизм, а вернемся к Русской народной Идее. И снова В.И. Ленин. Он ведь уловил именно русскость идеи Совета, организации общества, страны, государства на принципах Советской власти, народной:

   «Если русская советская система нашла себе сочувствие в рабочих массах всего мира, если все, кроме эксплуататоров и их лакеев, видят теперь избавление лишь в Советской власти, то мы, русские рабочие и крестьяне...» (29/353)

«Они смешивали ту или иную особенность русской Советской власти, русской истории, ее развития с Советской властью в ее международном значении…» (29/358)

«…и “Советская власть“, т.е. принадлежность в с е й власти в государстве Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, казалась еще (да и была на деле) только российским учреждением» (28/409)

Напомню современным коммунистам, не только у нас, но и за рубежом, его:

«Если взять вопрос в его общей постановке, теоретически, то именно, эта программа, т.е. борьба за Советскую власть, за Советскую республику, способна объединить и должна объединить теперь безусловно всех искренних и честных революционеров из рабочей среды…

И критика парламентаризма не только законна и необходима, как мотивирование перехода к Советской власти, но и вполне правильна, как сознание исторической условности и ограниченности парламентаризма, его связи с капитализмом, его (парламентаризма) прогрессивности по отношению к средневековью и реакционности по отношению к Советской власти»

                                           (В.И. Ленин «Письмо Сильвии Панкхерст» 29/522,519)

   Таким образом, не «социализм – коммунизм», как «выдумка, представленье» конкретного человека, должны быть целью, идеалом, в первую очередь, для нас русских, советских русских, а советская власть, народовластие!

И русская революция октября 1917 года это подтвердила. Великая Октябрьская Советская Революция! Русская революция!

   Развал СССР, это не временное поражение социализма, а закономерное следствие отказа КПСС от лозунгов «Вся власть Советам!», «Фабрики рабочим!», «Землю крестьянам!», от Русской народной идеи Совета.

 Родионов А.В.

anatolii-rodionov@yandex

Войдите чтобы оставлять коментарии

Наш канал на Youtube


Материалы Мировоззрение