"Трезвость - здравая рассудительность, свобода от иллюзий и самообмана" - народная мудрость

ДУМА О ТРЕЗВОСТИ, ТРЕЗВЕНИИ И ТРЕЗВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

I

В предыдущих работах неоднократно обращалось внимание на то, что трезвость имеет в большей степени информационно-психологический характер, чем социально-культурологический, соответственно трезвенник в своей деятельности опирается на смыслы, а не на знаки и символы. Социализация и реорганизация внешнего мира для него вторична, тогда как внутреннее преобразование, качественная перестройка духовно-нравственного оркестра, развитие душевных свойств, стоит на первом месте. При этом в личностном росте в зените всегда оказывается Трезвость, стремление к которой традиционно обозначается словом «трезвение», а процесс приближения понимается как трезвый образ жизни.

            Попытка выявления смысла основной единицы трезвеннического тезауруса выливается в архи-сложную задачу, решение которой подобно научно-технологическому обеспечению полёта к звёздам, и Трезвость становится не только семантической единицей, но Солнцем, миллиарды лучей которого греют, но не дают четкого представления о светиле.

            Сейчас мы делаем только попытку умозрительно взглянуть на предмет, и ни в коей мере не претендуем на лавры, а скорее на шипы и осуждения, понимая, что проект такого вида требует соборного решения.

II

Трезвость! - Более двухсот синонимов восхитительной формы сопровождают это древнейшее русское слово, десятки различных определений пытаются его раскрыть, сотни умных голов думают над его глубиной, предлагая различные интерпретации и дефиниции. Сегодня на осмысление выносятся такие семантические единицы, как «трезвость», «трезвение», «трезвый образ жизни», «трезвенность», «трезвенники», а также другие близко лежащие слова и выражения.  

            Войдя в круг собора, в центре обсуждения которого эти толкования, мы берем на себя ответственность за дальнейшее развитие трезвеннического языка, понимая, что от глоссария во многом зависит содержание и направление деятельности всего трезвеннического Движения.

Следует признать, что сегодня слово «трезвость» безграмотно используется в антиалкогольной пропаганде. По сути, произошла подмена понятий, когда человека непьющего спиртное называют трезвенником, алкоголика, находящегося в состоянии ремиссии – трезвым, а его воздержание от употребления алкоголя – трезвым образом жизни. Данное понимание трезвеннического тезауруса настолько искажено, а кривизна до такой степени деформировала сознание масс, что даже в трезвеннической среде сами, так называемые, трезвенники не могут между собой договориться о значении основных терминов используемого ими языка.      

Эта, на первый взгляд, парадоксальная ситуация закономерна, так как длительное время люди занимающиеся этим вопросом были изгоями общества, их преследовали, изобличали, изолировали, приписывая всевозможные социальные пороки. До сих пор ведущих трезвый образ жизни считают, мягко говоря, чудаками, «белыми воронами». И это объяснимо, так как до сегодняшнего дня трезвенников причисляют к сектантам, а такое ключевое слово, как «трезвость» в советских и постсоветских словарях общего характера попросту отсутствует. Хотя в них имеется слово «трезвый» в значении «не пьяный». Не вероятно, но факт: для того, чтобы, допустим, учащемуся понять, что значит быть трезвым ему надо состояние опьянения прочувствовать, как говорится, «на своей шкуре».

III

Корни Трезвости имеют древнерусское происхождение. Изначально ею обозначался синергизм таких состояний, как спокойствие, величие, вдумчивость, размеренность, зрелость, разумность, неспешность, точность, рассудительность, мудрость. Выражения типа: «трезвый взгляд», «трезвое решение», «трезвая мысль», «трезвый правитель» и т.д. красноречиво свидетельствуют об этом. Известно, что в наиболее консервативном виде сохранились значения древнерусского языка в Православной Церкви, где ежедневно звучит церковнославянская речь. Без ложной скромности скажем, что вопреки всем политическим процессам и государственным преобразованиям только из-за церковной ограды второе тысячелетие звучат трезвенные напутствия, раскрывающие человеку смысл его земного предназначения, предлагая ему на всем протяжении земного пути бодрствовать и трезвиться.

Обращает на себя внимание то, что в русском религиозном опыте Трезвость аналогична Софии – Премудрости Божией. С ней связан расцвет Древней Руси: симфония культуры, искусства, ремесел, экономики, политики и военного дела – всё это результат трезвенного мышления масс и прежде всего их правителей. Начало трезвенному преобразованию нации было положено трудами св.княгини Ольги и продолжено св. князем Владимиром – крестителем Руси, унаследовано и претворено в жизнь Великими князьями Рюриковичами, подхвачено царствующей династией Романовых. Потомкам следует всегда помнить, когда и при ком сформировался и успешно позиционировал себя в мире русский этнос.

IV

Период, когда народ стал идентифицировать себя русской нацией – единым организмом, приходится на царствование Ивана IV Грозного – первого царя Русского государства. Своим любомудрием, верой и образованностью Иван Васильевич подавал пример всем подданным и восхищал иностранцев. Подражая Царю к знаниям и духовно-нравственному преображению стремился и народ. Любовь к Богу, почитание Наместника Божьего – Государя, верность Отечеству издревле отличала русских людей от иноземцев и иноверцев, от немногочисленных «курбских», опьянённых собственной прелестью, стремлением к власти и удовольствиям.

Отметим, что типаж русского человека Древней Руси является для современного исследователя мерилом русскости, по которой судят о качестве нации. До недавнего времени таковой единицей оставался старовер, старообрядец, образ жизни которого олицетворял Древнюю, или как говорят теперь, Святую Русь. Как правило, это глубоко верующий человек, хранящий традиции, обряды, уклад жизни своих предков, транслирующий русскую национальную культуру через внешнюю и внутреннюю атрибутику: одежда, быт, отношение к внешнему миру, а также речь, песни, танцы, язык и т.д. Для нашего современника очень значимо и то, что старовер, как правило, проживающий в Сибири, например, семейские в Бурятии, на Алтае, а также других местах от Урала до Тихого и Северо-Ледовитого океанов, или за рубежом, не курит, не пьет, не сквернословит, соблюдает христианские Заповеди. И что очень существенно для обозревателя, более четырехсот лет хранит веру православную, которая собрала множество народностей и племен в Великий русский народ.

Изучив данный период, мы можем констатировать, что для древнерусского человека Трезвость – это Премудрость Божия, трезвение - стремление к духовно-нравственному совершенству, национальная черта русского народа, тогда как трезвенный образ жизни – утверждение Божиих заповедей на Земле, её видимая деятельная часть.

V

В последующие годы, десятилетия и столетия, после окончания эпохи Рюриковичей, меняются правители, а вместе с ними государственные системы, внешняя и внутренняя политика, отношение власти к народонаселению. Так, например, исследователи отмечают, что в Древней Руси, вплоть до периода Смутного времени, более 250 лет в Московии продажа спиртного была строго запрещена, а во времена Ивана IV Русское государство более чем на 100 лет опережало Швецию по основным экономическим показателям. Однако уже через 100 лет после его правления по уровню развития Россия намного уступала не только Швеции, но и другим европейским странам. И если раньше иностранцы, пребывающие в Москву, восхищались русским богатством, образом жизни и зажиточностью её жителей, то теперь зарубежные гости отмечали бедность, массовое пьянство и нищее существование россиян. Вольготно проживала только правящая верхушка, плохо говорящая на языке автохтонов, охраняемая шведскими мушкетерами и иными иностранными наёмниками.

Примечательно, что с этого времени происходит модификация и трансформация значений многих слов русского языка; проводятся внутрицерковные реформы призванные изменить ментальность россиян в сторону благосклонного отношения к католико-протестанскому Западу; преследуется русская богословская мысль; проявления русизма исторгаются из общества; откровенные противники реформ - уничтожаются.

Претерпевает смысловое изменение и т.с. «трезвеннический тезаурус», а с утратой сути слов теряется и их значение. С ростом алкоголизации населения, всё чаще проповеди о трезвости и трезвении воспринимаются, как призыв не употреблять спиртного, воздерживаться от вина. Не ставя перед собой задачу открыто выступать против политики спаивания, священство продолжает заботиться о сохранении души русского человека. И тем не менее, известны случаи, когда клир открыто поддерживал народные выступления против принудительной виноторговли и выходил со своими пасомыми на улицы. Вспомним хотя бы кабацкий бунт 1648 г., в котором участвовало более двухсот священников, впоследствии казненных или исторгнутых из сана, или антиалкогольные Движения XIX-XX вв.

VI

Вновь обратим внимание на некоторое несоответствие нашего понимания трезвенности с ныне распространенным мнением, когда антиалкогольная деятельность преподносится, как трезвенническая, а борьба с пьянством и алкоголизмом выдается за борьбу за Трезвость. Можно предположить, что эти заблуждения берут своё начало из советской историографии, потому что еще в начале ХХ века эти явления различались. Так при церковных приходах образовывались братства трезвости, тогда как при учебных заведениях, фабриках и заводах – антиалкогольные кружки и общества. На первый взгляд современника, между ними нет никакой разницы, однако различия имеются в толковании, в самом подходе постановки проблемы, формах и методах достижения результата. Например, трезвенники проповедовали внутреннее преображение человека, основанное на его свободной воле и добровольном выборе, тогда как антиалкоголисты апеллировали к закону, к власти, декларируя, что только жёсткие санкции и запреты положат конец пьянству и алкоголизму. И если первые протягивают руку помощи, проясняя, что каждый может опираться на совесть, разум и свободное волеизъявление, жить по христианским нравственным законам, идя по путям праведников, то вторые категоричны в своих требованиях: алкоголь – яд, наркотик, все беды от его употребления, поэтому этиловый спирт следует на веки вечные изъять из обращения.

Между этими группами имелись и другие отличия: во-первых, для антиалкоголистов опьянение связано с употреблением алкоголя, а трезвенники за опьянением видели любое отклонение от духовно-нравственных норм; во-вторых, для одних трезвый образ жизни – это периоды существования без употребления спиртного, для других – это нравственный подвиг; в-третьих, для антиалкоголистов трезвость – это воздержание от употребления алкогольных жидкостей, для трезвенников – это борьба со злом, ради торжества правды, как завещал Господь; наконец, антиалкоголисты, наделенные революционным типом мышления, позиционировали себя власти, тогда как трезвенники были лояльны, считая, что всякая власть от Бога и стояли за эволюционный путь социального преобразования.

VII

Отличаются подходы и по видам деятельности. Так, антиалкоголисты в качестве форм и методов использовали шумные пикеты, митинги, бунты, восстания, погромы, революции, другие формы общественного неповиновения. Также ими применялись обращения, манифесты, программы, требования, пропаганда. В их задачу входило возбуждение всеобщей ненависти, вызов массового негодования, через помрачение рассудка злобой, завистью и страхом, заполнение сознания картинами алкогольного безобразия, насилия, жестокости, на чём и предполагалось построить армию своих сторонников - противников Самодержавию, готовых любыми способами перестроить политическую систему. Этой категории бойцов близки кардинальные меры: контроль, привлечение к ответственности, неминуемое наказание, вплоть до применения смертной казни, авторитаризм и тоталитаризм, деспотия.

Трезвенники в качестве инструмента внутреннего преображения применяли покаяние, пост, молитву. Для них была ценна проповедь священника и совместное изучение христианских книг. Они с радостью участвовали в торжественных крестных ходах прославляющих святых. Их надежда была не на земную власть, а на Власть Божию, поэтому на помощь себе они призывают небесные силы. В общественной деятельности на первое место ими ставилось просвещение народных масс, распространение знаний о Христе, совместное доброделание. С этой целью они создавали приюты, общества милосердия, открывали школы, библиотеки, детские сады, проводили публичные чтения о нравственности в духе Православной Церкви.

Христианская образованная часть русского общества созывала профессиональные съезды, конференции на которых принимались и антиалкогольные решения, и надо отметить, что деятельность трезвенников принесла свои плоды. К 1914 году практически при всех православных приходах были организованы трезвеннические общины, члены которых стремились жить по христианским законам, воздерживаясь, в том числе и от употребления спиртного. Повсюду открывались церковно-приходские школы, что собственно было тогда для многих сельских мест в новинку, где наряду с образовательными программами в учебный процесс вводились антиалкогольные дисциплины, читаемые наряду с Законом Божиим иереями. Во многих учебных заведениях, начиная с начальных школ, реальных и семинарских училищ и заканчивая университетами, вплоть до подготовки военных и священнослужителей, вводились предметы, изучающие прямые и побочные аспекты употребления спиртного.

Деятельность антиалкоголистов также была востребована. Некоторые из них становились депутатами, и у них появлялась возможность выходить на широкую аудиторию, и с высокой трибуны высказывать антиалкогольные взгляды. Иногда под их давлением принимались законодательные акты, ограничивающие алкогольную деятельность. «Борьба с пьянством и алкоголизмом – это, прежде всего, борьба против политики получать прибыль за счёт спаивания народа», - стала широко известной фразой.

Таким образом, можно сказать, что трезвенническая и антиалкогольная деятельность гражданского сообщества России начала ХХ века не только не мешали друг другу, но усиливали процессы инновационного преобразования: при поддержке Церкви и государства повсюду русский народ добровольно отказывался от алкоголя, что благотворно отразилось на всех сфера его жизнедеятельности.

VIII

Мировоззренческий антагонизм антиалкоголистов и трезвенников болезненно проявился почти сразу после октябрьских событий 1917 г. Жестокость, с которой зверствовали приспешники антиалкоголистов - Ленина и Троцкого в отношении идеологических противников не поддаётся описанию и не имеет оправдания. Не останавливаясь специально на этом кровавом периоде, может быть самом несчастном в истории русского народа, подчеркнём, что с этого времени деятельность трезвенников автоматически становится антигосударственной, а лица в ней участвующие начинают преследоваться. Пена бурлящих противоречий, пучившая поверхность социума, вырвалась наружу и вот уже противники духовно-нравственного учения в духе Православной Церкви объявляют себя сначала сатанистами, а затем атеистам и свои преступления против оппонентов облекают в наукообразные формы. С того момента трезвенник – это сектант, который в атеистическом тоталитарном безбожном государстве должен сидеть в тюрьме или быть уничтоженным.

Кроме того, антиалкогольный вопрос стал рассматриваться только сугубо с медицинской позиции, для этой цели была создана и обильно финансировалась наркология, обеспечивающая не столько лечение алкоголиков, сколько обоснования употребления спиртного человеком. Следует отметить, что с некоторых пор и антиалкогольная деятельность, а не только трезвенническая, стала считаться антигосударственной и любые попытки рассмотрения алкогольной государственной политики под углом науки не наркологии в корне пресекались, а исследователи, не смотря на ранги и чины, нивелировались.

Поэтому вполне объяснимы толкования советских историков относительно антиалкогольных движений. Они, не вдаваясь в мировоззренческие тонкости этого явления, прежде всего ввиду своей партийной принадлежности, рассматривали вопрос вкупе, объединив алкоголиков и трезвенников в общую группу: «трезвенники», подразумевая под ней сообщество людей, движимых антиалкогольной идеей и выступающих против царского режима. Но так как в советском государстве в политическом смысле всё было «благополучно», то в быту трезвенниками считались люди, которые по каким-либо причинам совсем не употребляли, или мало употребляли спиртное. Причем вопрос: «Ты трезвенник?», - всегда настораживал, звучал как упрёк и воспринимался как намёк на неблагонадёжность. И конечно, говорить о политической или религиозной подоплёке поведения таких «трезвенников» - непьющих или «умерено» пьющих людей - не приходится.

Т.е. можно сказать, что долгие годы в СССР трезвенников не было. Поэтому естественно, что трезвость понималась как непьянство, трезвый как непьяный, трезвый образ жизни как абстинентный период пьющего человека. И если про кого-то говорили ругательное слово «трезвенник», то оно словно ярлык приклеивалось и звучало как приговор, по постановлению которого следовало, что этот человек опасен своими взглядами.

IX

Впервые серьёзно за долгие годы о причинах массового алкоголизма и трезвости, как социальном явлении, начали рассуждать в середине 70-х годов ХХ столетия ученые Ф.Г. Углов, Г.А. Шичко, И.А. Красноносов, журналист-исследователь П.П. Дудочкин и другие русские патриоты. Впервые за долгие годы из их уст зазвучала правда об алкоголе. Впервые открыто единомышленники заговорили о трезвости, как политическом мировоззрении, предприняв попытки связать её с официальной идеологией.

Заслуга всех их велика, но неоценимый вклад в трезвенность внёс психофизиолог Геннадий Андреевич Шичко, заложивший основы трезвеннического тезауруса. В своём словарике он отразил суть основных понятий, а в немногочисленных трудах показал причины пьянства и алкоголизма. Им была разработана теория алкоголизма, которая раскрыла истоки этого явления и «разложила все по полочкам». Надо отдать должное гениальности учёного, ведь до него никто не делал попыток структурировать алкоголизм и представить трезвость, как психическое состояние. В его разработках:

  • трезвость – это нормальная, неотравляемая алкогольными «напитками» жизнь отдельного человека, группы людей, общества или народа;
  • трезвенник - человек, не имеющий питейной запрограммированности и совершенно не употребляющий спиртное;
  • пьянство — это систематическое употребление спиртных «напитков» вследствие сформировавшейся привычки;
  • пьяница — это человек, проалкогольно запрограммированный и регулярно пьющий (например, по праздникам);
  • алкоголизм — это психологическое расстройство, основными признаками которого являются: питейная запрограммированность, привычка к употреблению спиртного, потребность в нем и поглощение его;
  • алкоголик — это проалкогольно (питейно) запрограммированный человек, привыкший к спиртному, испытывающий потребность в нем и поглощающий его.

Как видим, в результате простого и доходчивого, тем не менее, научного описания причин употребления алкоголя становится ясно, что человек не виноват в том, что превращается в пьяницу и алкоголика, т.к. он на это заведомо программируется. То есть из открытия следовало, что русского (советского) человека с рождения готовят к скотскому наркоманийному существованию.

На поверхности был новый тип геноцида - алкогольный!

Х

Из учения истекает, что социально-психологическая запрограммированность людей - это закон, под лупой которого может быть рассмотрен любой порок, а также любая форма или стиль человеческого поведения. Причём свойства закона могут быть экстраполированы на любую часть социально-культурной деятельности, что позволяет объяснять многие негативные общественные явления.

Вместе с тем, столь несколько упрощённый взгляд на трезвенность, недостаточный для объективного описания явления, справедливо критикуется как его последователями, так и идейными оппонентами. Так, вероятно в свете обозначенных выше социально-политических событий, учёный был вынужден свести антиалкоголизм в Трезвость, представляя эти разнородные понятия как однотипные явления, не разделяя одно от другого, по сути, сплавив их воедино, и вместе с тем в какой-то степени наделив налётом морали и нравственности. Однако антиалкогольное определение трезвости существенно обедняет и ограничивает толкование термина, но что всё-таки не мешает выделению причинно-следственных связей алкоголизма.

И тем не менее, чем бы там не фигурировали противники выдвинутой концепции, что бы там не говорили и как бы не относились к личности учёного, именно Г.А. Шичко впервые Трезвость и алкоголизм представил в новом свете. Отныне это уже не пассивное религиозное или биологическое состояние, а активное культуро-психологическое явление, когда под влиянием социума в сознании индивида формируется динамический стереотип, известным образом реагирующий на определённые раздражители.

XI

Отметим, что осмысление информации, пульсирующей из так называемого «метода Шичко», заняло многие годы: без малого три десятилетия. За это время V трезвенническое Движение ни единожды меняло свои форматы и фокусировку от борьбы с пьянством и алкоголизмом и укрепления власти, до смены политического режима и личностного духовно-нравственного преображения. В соответствии с ценностными ориентирами менялось мировоззрение участников Движения. Многим, для того чтобы приблизиться к пониманию метода пришлось глубоко вникать в психологию, физиологию, социологию, химию, политологию, биологию, педагогику и другие научные дисциплины. Параллельно шло освоение духовных практик, познание нравственных и богословских религиозных основ. В результате, морально-этическое и духовно-нравственное преображение тех, кто от начала был внутри этого живого социального организма – налицо: изменилось качество содержания трезвеннической концепции. Сегодня умозрительный процесс трезвения если и начинается от антиалкоголизма, то непременно заканчивается познанием Бога, т.е. человек, приходящий освободиться от проблем, связанных с приёмом психоактивных веществ, не только сознательно отказывается от их приёма, но и осознанно приходит к вере. То есть «метод Шичко» обрёл традиционный для русского народа духовно-нравственный компонент.

На этом фоне заметна ригидность, остановка личностного роста тех, кто входил, а затем по каким-то причинам выходил или отставал от Движения. Порой они, вдруг объявившись, начинали требовать к себе внимание, зачастую фигурируя устаревшими, зачастую уже отвергнутыми, понятиями и смыслами, явно показывая слабую компетентность в данной области и не понимая, отчего соучастниками игнорируется инициатива.

XII

Естественно, что разное представление о трезвенных явлениях отзывается многочисленными конфликтами внутри Движения, что отрицательно сказывается не только на имидже, но и результатах трезвеннической деятельности. При этом, как ни странно, камнем преткновения становится ключевое понятие - Трезвость. Вновь бушуют те, кто с пеной у рта отстаивает антиалкогольное значение термина, и интеллигентно с пониманием улыбаются иные, выводящие значение в религиозную плоскость. Что ж, жизнь есть жизнь!

Зато теперь, как никогда прежде стало ясно, что трезвость – это информационно-психологический феномен, качество которого зависит от социо-культурной среды взросления и индивидуально-типических особенностей личности. Другими словами, если формирование трезвеннического мировоззрения проходило в условиях ярко выраженной антиалкогольной деятельности, и с этого времени не происходило развитие личностного, подчеркнём: не компетентностного, а духовно-нравственного потенциала, то для такого индивида характерно понимание Трезвости, как сугубо антиалкогольного явления. Если же в период становления превалировали ценностные ориентиры, с последующим их религиозным усовершенствованием, тогда для таковых Трезвость – это Премудрость Божия. Впрочем, трезвость может быть состоянием успешности; логическим мышлением; критерием экономического роста и т.д.

Таким образом, Трезвость – это информационно-психологический феномен, где трезвение есть психический процесс, направленный на его (феномена) развитие, а трезвый образ жизни - субъективная модель мироустройства, в которой деятельным стимулом выступает среда, преобразуемая под условия его жизнеобеспечения.

XIII

Понимание Трезвости как психического состояния опирается не только на внутренний мир индивида – его смыслы и ценности, но и во внешнюю среду: социальные условия формирования установок, убеждений и мировоззрения, которые в ситуации выбора априори становятся ведущими. Для человека внутренний и внешний миры нераздельны. Поэтому ради целостного понимания Трезвости и её эффективного продуцирования необходимо рассуждать о ней в категориях информационно-пространственного явления, подразумевая, что представление о психическом продукте отражается в информационной деятельности, к которой в полной мере д0лжно относить культуру, традиции, ритуалы, стили поведения, тексты, иконики и пр. Т.е., если во внутренней ойкумене человек опирается на смыслы, ценности и образы, то во внешнем мире – на знаки, символы, иные продукты психической деятельности.

Трезвость как космос, как информационно-пространственное явление может включать в себя информационные поля и пространства, инфотипы и другие информационные единицы, а также культурологические особенности обществ, групп, индивида, различные смысловые компоненты. Здесь она не персонифицирована, а обща и предназначена для всех, вне зависимости от пола, возраста, партийной, национальной или религиозной принадлежности. В этой связи важно определить, какая она, Трезвость для всех? Какие энергии, флюиды, вибрации источает? Каким языком пользуется? Всем ли она угодна и понятна?

XIV

Чтобы выделить необходимые особенности предмета порой достаточно оттолкнуться от противного, рассмотрев объект противоположный ему по семантике. В данном случае антонимом слова «трезвость» может выступить слово «пьянство», которое сгустив краски, обозначим как «наркотизм». Соответственно трезвенному информационному пространству будет противостоять информационное пространство наркотизма.

Остановимся на нём, дав соответствующее определение:

Информационное пространство наркотизма– система множеств информационных полей наркогенного содержания, воздействие которых на индивида формирует из него убежденного потребителя наркотических веществ. Доминирующими смыслами являются гедонистическая установка и стили аддиктивного поведения, отражающие уровень употребления психоактивных веществ населением. ИПН стремится к следующему:

  • воздействовать на телесно-эмоциональное восприятие индивида и завладеть его животно-похотливой сущностью (вероятно, поэтому одурманивающее действие ПАВ зачастую преподносится в соблазнительной форме);
  • выработать у потенциальной жертвы потребительское отношение к окружающему миру в стиле: «Бери от жизни все»;
  • сформировать у индивида либеральное отношение к процессам, связанным с наркотическими веществами. (Например, через массовое распространение мифов о «голландской модели», читай «европейской», «лучшей», «наиболее продвинутой» и т.д.);
  • приучить реципиента к информационной модели приема наркотиков и противоправному поведению (телесериалы);
  • вызвать желание употребить ПАВ в соответствующей обстановке;
  • развить и закрепить аддиктивное поведение;
  • сделать зависимым от среды и наркогенного образа жизни.

Кроме того, ИПН насыщено эмоциональными раздражителями, вызывающими стремления к низменным удовольствиям: агрессии, насилию, убийствам и пр. Зачастую коварство скрыто за чувственными переживаниями потребителя информации, когда за (или рядом с) лучшими образцами достойного поведения следует закамуфлированная, но разрушающая личность аддикция. Свет, ритм, музыка, цветовая и поведенческая экспрессия, переданные через массовые или глобальные информатизационные системы становятся главными манипуляторами волеизъявления реципиентов.

Противоположна этому трезвенное информационное пространство- система множеств информационных полей, где антагонистом идеологии наркотизма выдвигается идея Трезвости, деятельным воплощением которой служит трезвенный образ жизни, а педагогическим условием – трезвенное воспитание. При этом трезвость подразумевает чувственное, информационно-смысловое проявление разумного бытия, а трезвенность – разумное жизнеустройство.

XV

Сложность оценки информационного пространства заключается в том, что если в ИПН еще можно выделить тени наркотизма - знаки символы, инфотипы табачных, алкогольных, наркотических изделий и других психоактивных веществ, а также информационные аналоги аддиктивного, девиантного, делинквентного поведения, то производные Трезвости определить достаточно проблематично. Казалось бы, любое информационное пространство, где нет знаков наркотизма, можно отнести к трезвенному информационному пространству, однако по чувственному и смысловому восприятию это не так. Если во время анализа информационного пространства обнаруживаются наркогенные единицы, тогда оно, безусловно, отнесётся к ИПН. Однако если таких знаков нет, а имеются только наркогенные смыслы, скажем, выражающиеся в элементах квазикультур? Тогда зачастую бывает сложно определить, что это ИПН или ТИП. Например, косвенная реклама водки, где её производитель выступает в качестве спонсора спортивного мероприятия: с одной стороны, вроде бы как пропаганда здорового образа жизни, с другой – скрытая реклама водочной продукции, следовательно, и наркогенной идеологии, включающей различные отклоняющиеся формы поведения, садизмы, жестокости, контр-культурные и антиобщественные явления, и т.д. Поэтому не всякое информационное пространство без знаков наркотизма есть трезвенное информационное пространство. Однако, информационное пространство без знаков наркотизма, наделенное смыслами социального служения или стремления к созиданию и самосовершенствованию, следует считать таковым.

Т.е. трезвенное информационное пространство – это сложная система многочисленных информационных полей, взаимодействие которых позволяет человеку обрести смысл своего существования. Можно сказать, что ТИП развивает духовно-нравственные приоритеты; показывает идеал совершенства; призывает к самосовершенствованию и добротолюбию; способствует формированию человека с трезвенным мировоззрением; культивирует успешность и здоровый образ жизни; отражает культурные нормы и правила общежития людей; стремится привить любовь к правде, знаниям, справедливости; транслирует национальные, этнические, патриотические, религиозные ценности. Центральной фигурой всегда является человек или его информационный аналог, наделённый правильным, образцовым поведением, подвигающий реципиента к подражанию.

Таким образом, мы выявили, что Трезвость – это информационно-пространственный продукт, предназначенный для всех; трезвение – способность выбора безопасной информационной культуры из многообразного информационного хаоса, обрушивающегося на реципиента; трезвый образ жизни – трансляция в социум индивидом правильных форм и стилей поведения.

XVI

Итак, рассуждая о трезвенности, мы говорим не иначе как о способности различения плохого и хорошего, об умении множить добро и низводить зло. Зло многолико, и сказано от кого оно исходит. Но всё же, трезвенническое делание направлено, прежде всего, на укрепление добра в мiре, и противостояние козням врага человеческого. И здесь поле битвы – сердца людей, их души.

Указав, на Трезвость как общественное явление, сделав её достоянием всего Человечества, а не персонифицированным смыслом бытия отдельных его представителей, тем самым не только расширили границы понимания явления, но изменили поток сознания, выделив меру ответственности каждого участника: ни много ни мало – за всех. Теперь уже никто не вправе игнорировать социальные, а тем паче информационные процессы, влияющие на внутреннюю жизнь отдельного человека, не вправе замыкаться в себе, не замечая, что происходит вокруг, устраняясь от действительности.

Как бы это пафосно не звучало, но трезвенники – воины света, профессионалы, взявшие на себя ответственность за судьбу Отечества, жизнь миллионов соотечественников. Они как никто другой понимают скрытые процессы, влияющие на душевные порывы Человечества, и, добровольно взвалив на себя ношу милосердия, несут крест миссионерства и подвига, облачившись в латы, шлем, щит веры-надежды-любви, стоят на страже добра. Можно сказать, что Трезвенническое Движение это не царство сонных мух, а собрание деятельных сердец, направляющих к Создателю свою пламенную молитву за падших и окаянных, крепко стоящее «за други своя», ратующие за Отечество, спасающие целый Мiр.

XVI

В каждом временном отрезке истории выделяют отличительные способы борьбы за умы и души людей. В современном обществе применяются изощрённые технологии соблазнов и искушений. Если ещё сравнительно недавно война на Земле шла за отдельную душу, то с использованием технических средств влияния на массовое и глобальное сознание, фронт расширился до пределов Вселенной. И чтобы выйти победителем из неё, требуется быть не только хорошо технически оснащённым, но и грамотным специалистом, компетентным в вопросах информатизации и массовой коммуникации.

Инфотипизация сознания через вакцинацию информационного пространства, насыщение сфер восприятия правильными инфотипами, истинными смыслами – условие современного противостояния злу. И здесь Трезвость может пониматься как профессиональное, грамотное использование интеллектуальных и материальных ресурсов в интересах Человечества. Тогда под трезвением видится способность применения компетенций в целях добра, а трезвый образ жизни как компетентное, грамотное построение Нового Дома, комфортного для проживания всех людей.

XVII

Строительство Нового Дома для Нового Человека – инновационный процесс, проект не прекращающийся третье тысячелетие, в котором люди –соработники: у каждого своё место, своё предназначение, своя конкретная деятельность. Где кому стоять и чем заниматься ради Общего Дела - человек решает сам. Вероятно, это зависит от его организованности, призвания, способностей и умений.

Этот Дом не для тела, но для души. Однако игнорировать телесные потребности и земные радости - кощунство. Гармония должна быть во всём: и в телесной, и умственной, и душевной, и в духовной жизни. И это естественно, так как человек – существо трёхчастное, имеющее тело, ум, душу - субстанции готовые к совместному развитию. Но всё же, наиболее подвержена порочному влиянию - душа, никак не ожидающая подвоха от ума, зачастую не наученного искусству трезвения: различению добра и зла, не обладающего ментальными навыками отсечения греховных помыслов и соблазнов от правды. И здесь основным инструментом воспитания, образования и научения служит речь.

Слово – излюбленный приём Воспитателя, которым он исправляет кривизну, излечивает души, сеет веру, приносит надежду, вдохновляет любовь, придаёт смысл. Словом созидается мiр и рассеивается мрак. Словом украшается Вселенная. Словом подымаются падшие, укрепляются пути, возрождается человек. Ведь Слово – есть Бог!

В этом смысле Трезвость – это Премудрость Божия – словесная симфония - София, трезвение – размышление о добре и зле, а трезвый образ жизни – претворение слова в дело, когда слово - не звук, но воплощенный Разум.

ХVIII

Изобличение зла и утверждение правды становится приоритетной деятельностью трезвенников. Причём это касается не столько алкоголизма и других наркоманий, но всей жизни. И здесь образцом служит Христос, святые апостолы и пророки, сонм небожителей, герои и праведники.

В зависимости от своего предназначения и компетентности, каждый трезвенник самостоятельно выдвигает задачи для собственной деятельности. При этом главная цель: борьба за Правду – одна для всех, но путь у каждого свой, как и оружие, которым он владеет лучше всего. Такая совместная деятельность по сокрушению зла уже соратничество - круг, где соратники - любые единомышленники. В современных условиях, они, чаще всего, друг с другом лично не знакомы, а многие бьются за Правду в одиночку. Но они знают, что не одни и ощущают своё единство в молитвенном стоянии.

Современные формы трезвеннической деятельности различны: от призывов до пикетов, от наставлений до образа жизни, от проповедей до шествий и т.д. Они разные во всём: в привычках, мировоззрении, традициях, языковых и религиозных культурах и многом другом. Но, несмотря на эти отличия, все трезвенники делают одно Общее Дело: освобождают Землю от зла, представшего перед каждым из них в своей личине.

Зло многолико! И как жалки и смешны бывают распри младоверов о том, какое зло страшнее, с каким из них надо вести борьбу в первую очередь. Порой доходит до абсурда: совместная битва под одними знамёнами к вечеру заканчивается распрей, а то и враждой утренних соратников друг к другу.

Что ж, враг человеческий хитёр и коварен. Зачастую с его посыла сподвижник предстаёт в образе неприятеля, а зло начинает выглядеть положительным, как добро. И здесь Трезвость - необходимый элемент соратничества, ибо сказано: «Трезвитесь и бодрствуйте, потому что противник ваш, диавол, ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить. Противостойте ему твердою верою» (1Петра 5:8-9).

Таким образом, Трезвость – это твёрдая вера, тогда как трезвение - отказ от малодушия и сомнений, а трезвый образ жизни – путь достижения цели.

XIX

В современном толковании антиалкоголистов Трезвость бывает врожденная (естественная), сознательная (воспитанная) и сектанская (слепая). Якобы родившийся человек, априори, – трезв. Далее, чтобы сохранить в себе это природное качество, новорожденного нужно поместить, или для него следует создать или подбирать среду, где отсутствует алкоголь. Чаще всего в качестве примера приводятся исламские страны, в которых созданы подобные условия. Люди, живущие там, аргументируют свой отказ от спиртного религиозными особенностями. Также примером служат христианские малые нетрадиционные Церкви, которые в России обозначаются как секты, однако в других странах они могут официально считаться государственными религиями, как протестантизм в Швеции.

Трезвость воспитанная практикуется в алкогольной среде. Это явление сравнительно молодое, встречающееся там, где среди населения проводятся антиалкогольные ликбезы, цель которых сформировать у слушателей антиалкогольное убеждение, что позволит им сознательно отвергать употребление спиртного и желать освобождение человечества от алкоголя. Такая практика распространена в США, где сеть групп анонимных алкоголиков широко присутствует во всех штатах страны. Как правило, это пассивные трезвенники.

Однако подобный, но иной тип трезвенности имелся в середине 80-х годов ХХ века на территории Советского Союза, где формировались группы сознательных трезвенников, готовых за Трезвость на политическую борьбу. Они выступали за полное исключение алкоголя из социальной жизни общества, разрушение структур алкогольной мафии, развенчания алкогольных мифов, государственное формирование сознательных трезвенников и построение трезвенного общества, поддержка и развитие безалкогольной экономики и пр. Это была короткая эра активных трезвенников, готовых прийти к власти.

ХХ

В новейшей России оформляется новый тип трезвенничества - православный трезвенник, базис которого зиждется на православной вере и остаточных принципах сознательных трезвенников. От своих религиозных оппонентов его отличает знаниевая сторона алкогольного и даже наркоманийного вопроса. Сегодня православный трезвенник обладатель самой ценной трезвеннической парадигмы – сознательной трезвости, что позволяет ему не только компетентно оценивать наркоманийные проблемы, а также политические и социальные процессы, но и, самое главное, делать осознанный выбор между такими нравственными категориями, как добро и зло. Как правило, он делает свой выбор в пользу трезвенности – источника добротолюбия и доброделания.

На алкоголь и другие наркотики православный трезвенник смотрит как на химическое вещество, способное физически разрушить или изменить биологию человека, поэтому предлагает максимально ограничить доступность к нему. Обращает на себя внимание то, что в православной среде проекты решений многих социальных проблем, связанных с пьянством и алкоголизмом, солидарны с таковыми сознательных трезвенников.

Вместе с тем, для православного трезвенника пьянство это не столько употребление спиртного, сколько искажение, деформация сознания, поражение ума ложью (лестью, гордыней, соблазном, завистью и пр.), тогда как Трезвость - это правда; это истина; это вечная жизнь; это победа жизни над смертью. В его представлении смысл трезвеннической деятельности никакого отношения к антиалкоголизму не имеет, так как трезвенник - это борец за правду. Трезвение здесь выступает как средство поражение зла, а трезвый образ жизни – повсеместные действия человека, направленные на сохранение и утверждение добра. Именно поэтому и спектр предложений по преобразованию социума у православного трезвенничества намного шире, чем у антиалкоголистов. Они затрагивают не только социальные и культурологические сферы, но морально-этические и духовно-нравственные стороны бытия.

XXI

В православном толковании человек– трехчастное живое существо, синергетическое единство которого представлено душой, умом и телом. Душа характеризуется состоянием нравственности, ум – разума и сознания, тело – здоровьем. Поэтому трезвеннические требования распространяются на всего человека: тело, ум, душу.

Тело должно быть здоровым, для чего человек требуется вести здоровый образ жизни, под которым понимается деятельная часть по укреплению телесного здоровья. Это достигается физическими упражнениями для мышц, суставов, сухожилий, закаливающими процедурами, тонизирующими стенки сосудов и благотворно влияющих на нервную систему, правильным питанием, гигиеническим режимом дня.

Ум должен содержаться в чистоте, быть ясным и активным, что подразумевает постоянную тренировку мышления, систематическое оттачивание рассудка, развитие и структурирование внимания, увеличение объёма памяти, систематизацию воображения. Особая роль отводится совершенствованию речевых и языковых навыков, усвоению коммуникативных культур.

Душа должна питаться добром, ладом, красотой, гармонией, правдой, совершенством. Для созидания нравственности, она всегда обязана быть трезвенной и бодрственной, совершенствующей навыки различения правды ото лжи, добра от зла. При этом постоянно укрепляться в вере, иметь надежду, фонтанировать на окружающих милость, заботу и любовь.

Человек – существо, сотворенное по образу и подобию Божиему. Именно поэтому ему необходимо постоянно поддерживать связь с Отцом Небесным, которая осуществляется через молитву, как наказывал Спаситель Апостолам в Гефсиманском саду: "бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение". Святой Дух, сходящий на молящегося, наделяет его дарами разума, благочестия, достоинства и праведности, связуя во едино душу, ум и тело, которые становятся инструментом человека, в утверждении добра и правды на Земле.

XXII

Трезвость, как и человек, трёхчастна, в которой выделяют взаимозависимые части: божественная (литургика); умная (гносис) или теоретическая (идеология); практическая (праксис) - образ жизни.

Божественная Трезвость или литургика (от греческого слова λειτουργια, означающего «общее дело») направлена на возвышение трезвеннической деятельности до уровня духовно-нравственного сознания, восприятие себя и мiра единым организмом, приближающая человека к познанию Бога. Она сливается с разделами нравственного богословия, зачастую становясь его частью, а также черпает силу из других богословских дисциплин и отеческих поучений. Её цель объединить людей в Церковь, под покрывало Премудрости Божией.

Умная (от греч. γνώσις — «знание») идеология трезвости – теоретическая часть трезвого образа жизни, фундаментом которой являются представления о сознательном отношении к окружающему миру, выбору духовно-нравственного пути развития. Особое внимание обращается на вопросы опьянения и пьянство, в том числе духовного.

Трезвый образ жизни – практическая (от греч. πραξις – действие) часть Трезвости, для осуществления которой требуется разумный подход к принятию решений и предпочтение безопасных стилей поведения. Трезвый образ жизни базируется на знании нравственных законов, оптимальных вариантов бытия, наиболее успешных представлениях о жизни, сознательном выборе лучших путей достижения цели.

XXIII

Опьянение – субъективное ощущение, которое может быть описано либо как возбуждение, с повышением ожидания приятных переживаний, либо как угнетение – с всплеском отрицательных эмоций. Опьянение в большей степени процесс психологический, который может быть вызван как внешним воздействием, посредством информационно-культурологического влияния со стороны какого-либо информационного источника на индивида, так и внутренним – неразумным стремлением к чему-либо, сформированный посредством установок, убеждений и самоубеждений, с последующим вызреванием мотивации к совершению поступка. Можно также сказать, что опьянение есть результат биохимических сдвигов в организме, вызвавших неадекватные поведенческие реакции. Известны такие выражения, как «головокружение от успехов», «опьянеть от счастья», «пьяный от любви», «опьянённый властью» и т.п. Наиболее изучены опьянения, возникшие в результате употребления индивидом психоактивных веществ, типа алкоголя и др.

Пьяница – это человек, жаждущий опьянения чем-либо, чье сознание настроено на достижение чего-то, к чему он готов стремиться несмотря ни на что: запреты и преграды игнорируются, нормы и законы опускаются. Этому предшествует поражение духовной сферы, искажение свойств души, деформация сознания, нарушение поведения, при котором деятельность направлена на достижение эффекта опьянение.

Пьянство – форма поведения, в основе которой лежит представление о способах достижения чего-либо, характеризуется чрезмерным, все время усиливающимся стремлением к получению удовольствий. Ярким примером служит пьянство алкогольное – тяготеющее к эмоциональному возбуждению через употребление спиртного. Аналогично ему пьянство курительное, наркоманийное и т.п. Кроме перечисленного различают пьянство тщеславия, гордыни, уныния и пр., которые ознаменует помрачение рассудка и неудержимая тяга к пороку.

Пьянство – это порок, от которого пытаются избавиться. Поэтому под борьбой с пьянством можно подразумевать способы и формы психолого-педагогической, социо-культурной, религиозной и экономико-правовой деятельности, направленной на развитие или формирование личности, способной проявлять нетерпимость к различным видам опьянения.

XXIV

Совсем другой смысл несёт выражение «борьба за Трезвость», под которым скрыты информационно-психологические мероприятия, направленные на распространение знаний о Трезвости, донесения правды до людей. Здесь превалирует трезвенное просвещение – распространение знаний о духовно-нравственных ценностях и соответствующем образе жизни среди широких слоев народонаселения, базирующееся на теории Трезвости – учении, в котором раскрываются духовно-нравственные ориентиры личностного развития, показаны стили поведения и формы трезвого образа жизни, даются способы сохранения и утверждения трезвости.

Трезвенническая деятельность, осуществляемая сторонниками теории, базируется на способах преобразования социальной среды, согласно внутренним ориентирам и духовно-нравственным ценностям трезвенника. С этой целью создаются кружки, клубы, общества трезвости– социальные группы людей, ведущих трезвый образ жизни, объединенных по общим интересам, целью которых является как общение, так и расширение трезвенного пространства. Совокупность таких объединений, действующих по единому сценарию для достижения общей цели, носит название «трезвенническое движение» - это общественное движение, в состав которого входят трезвеннические группы и объединения, целью которых является распространение идей трезвого образа жизни в широких слоях общества.

На наш взгляд, «трезвенное движение» имеет более широкое толкование и понимается как общественное движение, состоящее как из отдельных членов, так и общественных организаций и движений, деятельность которых направлено на преобразование социокультурной и политической среды, согласно заданным духовно-нравственным ориентирам.

XXV

            В качестве форм и методов работы среди потенциальных сторонников Трезвости используются различные варианты коммуникативного взаимодействия с людьми, но наиболее эффективным считается «праздник Трезвости». Это культурологическое мероприятие, в котором кульминацией служит массовое проявление идентичности трезвенников и трансляция ими в социум правильных форм поведения, базирующихся на морально-этических нормах и духовно-нравственных ценностях празднующих.

Праздник не будни, ему предшествуют специальная подготовка, организация и участие. От подобных мероприятий он отличается добровольным и посильным участием трезвенников в подготовке празднества. Участник не наблюдатель или потребитель торжества, а активный его делатель, самостоятельно или под руководством готовящийся к нему.

Канва праздника Трезвости - разноцветье этнических и религиозных традиций, проявление разумного индивидуального и группового эгоизма, здоровое единство, трезвенность – духовно-нравственный труд ради внутреннего преображения; состояние духовно-нравственного роста.

XXVI

Всей своей деятельностью трезвенники развивают трезвенность. Образ жизни, который они ведут, утверждает её благолепие. Расширяются географические и социальные границы трезвенничества. Однако этого не достаточно, так как официально данный тип поведения ничем не утверждён и считается скорее, нонсенсом, чем нормой. Поэтому естественно, что приверженцы безопасности и эволюционного развития стремятся к тому, чтобы на законодательном уровне правовыми актами был закреплён статус Трезвости и одобрен трезвеннический тезаурус. Считается, что это будет способствовать сохранению позиции человека, ведущего трезвый образ жизни, защитит его и потомство от вырождения и исчезновения.

Сегодня трезвенники это малочисленная группа людей, которую впору заносить в «Красную книгу человечества», наделив их статусом: малые народы. На территории Российской Федерации они скорее социальная диаспора, отличительной особенностью которой является отрицательное отношение к опьянению. Для них чужда сама мысль об употреблении опьяняющих средств и в мире наркотизма, чем является современная действительность, они экстремалы так как постоянно находятся в зоне повышенной опасности.

Со времён массового распространения пьянства, как формы поведения олицетворяющей праздник, приверженцы воздержания и абстиненции становились изгоями, а противники и изобличители этого позорного явления зачастую физически уничтожались. Наши дни не стали исключением: быть трезвенником - опасно для жизни!

XXVII

Враги Трезвости не столько люди, стремящиеся к опьянению, сколько изготовители и реализаторы опьяняющих средств, а также политики, заинтересованные в опьянении масс. Большинство случаев убийств, увечий, избиений приходится на пьяниц, которые становятся либо жертвами, либо участниками преступлений. Однако основная вина ложится на плечи идеологов наркотизма, производителей и реализаторов наркогенной продукции. Причём главными врагами остаётся мировая алкогольная мафия, которая держит в своих цепких объятиях всю европейскую цивилизацию. Под её пятой находятся все христианские народы. Ею практически уничтожена русская нация, когда-то самая непобедимая в мире. Алкоголизация российских народов достигла невообразимых размеров: деградация, высокая смертность, вырождение – диагноз, ставший обыденным; алкоголизмом поражена большая часть общества. В результате, сознание народонаселения Российской Федерации поражено, что привело к тому, что маргинальное большинство не в состоянии критично мыслить и здраво рассуждать. В таком положении Россию и её народы ждёт неминуемая гибель!

Государственные, политические, социальные и медицинские институты не в состоянии решить данной проблемы по причине того, что аппарат этих структур находится под влиянием алкогольного бизнеса. Многие ведущие учёные и специалисты являются адептами алкогольной мафии, приверженцами алкогольной идеологии, любителями спиртного, поэтому дать объективную оценку российской алкогольной катастрофе они не в состоянии. Единственно правильную картину рисуют сознательные трезвенники, которых в некоторых вопросах поддерживают православные трезвенники. Их вывод однозначен: 1) требуются жёсткие ограничения по реализации алкогольной продукции во времени, пространстве, географическом расположении, возрасте; 2) необходимо просвещать народ по алкогольному вопросу, подготавливая его к добровольному отказу от спиртного; 3)

XXVIII

            Трезвенники понимают процессы алкоголизации и наркотизации совсем иначе, чем официальные органы. Ниже приводятся представления, относительно этого явления. Эти дефиниции предложены в терминологический словарь, который трезвенники используют в своей деятельности, направленной на просвещение масс.

  • Абстинент – потребитель спиртного, не являющийся трезвенником, но по каким-либо причинам воздерживающийся от его употребления.
  • Алкоголизм – психофизиологическое состояние человека, при котором индивид не мыслит свое существование без употребления алкоголя (этилового спирта).
  • Алкоголизация– деятельность производителей алкогольной продукции по распространению и реализации товара среди широких слоев населения, когда основным движителем становится возможная выгода; социально-политический процесс организованный какой-либо политической силой ради снижение социальной роли или политической активности масс, главным образом маргинальной ее части.
  • Алкоголизаторы – специалисты по распространению алкогольной идеологии, реализации спиртосодержащей продукции и спаиванию людей.
  • Алкоголик – человек, чье сознание настроено на употребление изделий, в составе которых находится алкоголь. Характерной особенностью А. является постоянное стремление к употреблению спиртного. Свое поведение он оправдывает специфическим образом жизни, и искренне убежден, что поступает правильно, поэтому не только сам пьет алкогольные жидкости, но и угощает других, повсюду распространяя мифические сведения о благотворном влиянии алкоголя. А.фанатично готов отстаивать свое право на употребления спиртного.
  • Алкогольная идеология– маркетинговая концепция продвижение алкогольного товара на рынке, составным элементом которой является убеждение потенциального потребителя в необходимости потребления алкоголя, внушение того, что это неотъемлемая часть общечеловеческой культуры и национальная традиция. Основной аудиторией, на кого направлено это лжеучение, являются дети, подростки и молодежь – будущих любителей алкогольной продукции.
  • Алкогольные мифыпо-сути, выдумка:искажённое представление о причинах употребления спиртного, переданное заинтересованными лицами в красочной, а то и восхитительной форме, но не имеющей под собой какой-либо научной основы. Все А.мифы идеализируют и оправдывают употребление спиртного.
  • Алкоголефильный тип поведения– разновидность поведенческих реакций индивида, связанных с употреблением спиртного. По типу отношения к алкогольным изделиям различают как любителей конфет, например, с ромом или коньяком, так и любителей пива или вина, водки и т.д.
  • Алкогольная мафия – экономико-политическая структура, заинтересованная в легализации и распространении алкоголя, в которую входят руководители государств, политики всех уровней, финансисты и экономисты различных стран мира. В узком смысле, мафия - название этно-религиозного преступного сообщества. Целью любой мафии является власть и деньги.

Её характеризует:

ü  этно-религиозная система ценностей и норм;

ü  отлаженная административная система, во главе с иерархами, над которыми стоит управляющий (син.: менеджер, князь, король и т.п.);

ü  армия, войска, боевые отряды, спецслужбы, используемые для поддержания внутренней дисциплины и для борьбы с конкуренцией или внешней угрозой;

ü  паразитарность на государственных, мировых экономических системах;

ü  административная, политическая, правовая коррупционная сеть внутри отдельно взятых государств;

ü  легальность политических и административных учреждений, прикрывающих и обеспечивающих нелегальную деятельность;

ü  система поддержки СМИ и медиа-пропаганды.

  • Антиалкогольная деятельностькомплекс мероприятий, направленных на сокращение потребления алкоголя (этилового спирта – С2Н5ОН) в литрах на душу населения. Он включает в себя: правовое ограничение продажи алкогольных изделий по времени, месту, возрасту, территории; профилактические мероприятия; лечение алкоголиков и их реабилитацию; просветительскую деятельность; др.
  • Антиалкогольное движениестихийное либо специально организованная деятельность противников алкоголя, направленная против алкоголизации народонаселения.
  • Антиалкогольные кружки (общества, клубы) – социальная группа противников алкоголя, образованная по общим интересам, активность которых обращена против распространения алкоголя и алкоголефильных типов поведения в обществе, прежде всего в детской и молодежной среде.
  • Облитерация наркогенной (алкогольной и пр.) идеологии – (лат. оbliteratio – уничтожение) – информационно-психологические и административно-правовые мероприятия направленные на нейтрализацию наркогенной (алкогольной, курительной, наркоманийной) идеологии и сопутствующей деятельности.       Например, в учебном заведении не только не допускается агитация и пропаганда алкогольной идеологии, но и запрещается употребление спиртного, что распространяется на всех без исключения участников образовательного сообщества.
  • Любое опьянение- это отравление головного мозга опьяняющими веществами, в результате которого происходит торможение процессов в отделах головного мозга, поражение высших психических функций (мышления, внимания, памяти и др.), нарушение работы внутренних органов. Начальная стадия любого опьянения идентична алкогольному опьянению. Алкоголь является легитимным, хорошо изученным наркотически действующим веществом, которое широко распространено и активно употребляется населением. Из всех опьяняющих веществ он является одним из самых агрессивных.

Имеется много классификаций опьянения. К примеру, наркотическое опьянение (или синдром наркотического опьянения) представляет состояние, возникающее после приёма наркотических средств, включающее определённые психические и соматические симптомы. Также условно можно выделить субъективные (испытываемые опьяневшим) проявления и объективные признаки наркотического опьянения (регистрируемые окружающими). Синонимами "опьянение" являются слова: "отравление", "оглупление", "одурение" и др.  

  • Проалкогольная (питейная) запрограммированность — 1) искажённость сознания ложными проалкогольными сведениями, вынуждающая человека, вопреки инстинкту самосохранения, поглощать алкогольную отраву; 2) изуродованность сознания ложными проалкогольными сведениями, включающая в себя настроенность (установку) на употребление спиртного, программу отношения к нему и проалкогольное убеждение.
  • Теория умеренного пития и культуры (ТУПиК) – учение о благотворном влиянии малых алкогольных доз на организм человека, в котором особое внимание уделяется т.н. «культуре» потребления спиртного: какие вина с чем пить; как сервировать алкогольный стол; кому какой алкогольной продукции отдавать предпочтение; что, когда, с кем пить и т.д.. Здесь большое внимание уделяется эстетической стороне, дизайну, вкусовым ощущениям потребителя. Можно сказать, что данная теория       развивает гурманизм - культивирует чревоугодие и страсть к утолению телесных прихотей, но игнорирует морально-этическую сторону. Она заранее снимает с себя всякую ответственность за совершение адептом проступков или преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения. На претензии в свой адрес реакция однотипная: «Не умеет пить», «Набрался, как свинья», «Надо учиться пить умерено», «Культурный человек не напивается» и т.д.

ТУПиК пренебрегает сведениями, раскрывающими химические свойства алкогольной продукции, повествующими о влиянии спиртного на организм, здоровье и жизнь потребителя. Зато пропагандирует алкогольные стили поведения, агитирует за «умеренное и культурное» питие.

Авторами данного учения являются многочисленные потребители спиртного, производители и продавцы алкогольной продукции. Можно сказать, что ТУПиК является продуктом маркетинговой политики алкогольного бизнеса, но не результатом научных исследований и экспериментов в области медицины, психологии или социологии.

XXIX

Антиалкогольная деятельность одна из многочисленных видов деятельности трезвенников, направленных на утверждение Правды.

Ввиду того, что по масштабам ежегодной смертности, вызванных употреблением спиртного, алкоголь в разы превосходит другие химические вещества, употребляемые россиянами, а также потерь в живой силе во время всех военных конфликтов, в которых участвовала Россия после 1945 года, логично считать алкоголь химическим оружием массового поражения.

Учитывая то, что в современной России на душу населения приходится алкоголя в полтора раза больше, чем в Советском Союзе и беря во внимание то, что действие спиртного на человека, семью, общество досконально изучено, а также то, что народонаселение Российской Федерации проживает на обширнейшей территории, богатой природными ископаемыми, которые жизненно необходимы для экономик других стран, и то, что экономически затратно, а потому экономически нецелесообразно вкладывать финансы в социальную сферу регионов проживания автохтонов, следует считать алкоголь – орудием геноцида народов, проживающих на территории Российской Федерации и прежде всего русского народа.

Также следует считать производство и распространение нелегального и неучтённого алкоголя среди различных слоёв населения Российской Федерации террористическим актом, а тех, кто участвует в этом процессе – террористами, либо пособниками террористов.

Трезвенники считают, что ввиду отрицательного воздействия употребления алкоголя на организм человека, на его здоровье, психическую деятельность и морально-нравственную сферу, употребление алкоголя гражданами России – вопрос государственной важности. Это подразумевает, что гражданин Российской Федерации добровольно употребляющий алкогольные изделия, вне зависимости от легальности и названий эмфизем, обозначающих алкоголь (пиво, вино, водка, коньяк, ликёр, шампанское, ром, виски и т.д.), подрывает не только своё здоровье, но наносит удар по государству. В этой связи любого потребителя спиртного следует считать вредительством.

Кроме этого, трезвенники требуют официально признать алкоголь наркотиком, с применением к нему и лицам, его производящим или распространяющим, соответствующих карающих санкций.

Трезвенники также считают, что полнокровная духовно-нравственная жизнь человека возможна только после его отказа от употребления спиртного. В противном случае семена нравственности ложатся на каменистую, безводную, мёрзлую почву и не могут взойти.

Одновременно с тем, трезвенники считают, что антиалкогольная деятельность не является их прерогативой, так как основное их предназначение – утверждение Правды.

ХХХ

Алкоголь не прибежище - но ложь, сторонников которой легион. Неудивительно, что трезвенник со всех сторон окружён недругами – адептами врага человеческого. Они занимают различные административные и чиновничьи посты, журналистские и депутатские места, прокурорские и правоохранительные должности; несметное их количество среди простого люда. Его полчища - вольные и невольные проводники зла. Их сознание искажено кривдой, душа поражена ложью. Смещённые идеалы и ценности изменяют нравственность. Зачастую им кажется, что принимая то или иное решение, совершая те или иные поступки, они руководствуются честью и совестью. Причём многие искренни в своих начинаниях и деятельности, не понимая и не до конца осознавая глубину порочности.

Трезвенник тоже несовершенен и находится в постоянном поиске правильного пути, верного решения, но он искренне верит, что мерилом для него служит Бог – Отец-Сын-Святой Дух. Он постоянно находится в познании Его, и свои мысли, слова, поступки и поведение соизмеряет только с Ним. Соблюдение нравственных законов, открытие духовного мiра – его стезя. Мир вокруг себя, людей и все происходящие процессы он оценивает только с духовно-нравственной позиции Православия.

Призвание трезвенника – творение добрых дел и поражение лжи Правдой.

XXXI

Любая деятельность, какая бы она не была, имеет острие, направленное в сторону цели. Цель – это точка, а не пятно, тогда как Трезвость – это порядок, а не хаос. Трезвенническая деятельность – это вектор движения ото лжи к Правде, от хаоса к порядку, от пятна к точке. Движителем трезвеннической деятельности является вера, стимулом – патриотизм, мотивацией – любовь к Человечеству. Цель для собственной деятельности трезвенник выбирает сам, исходя из собственных возможностей и ресурсов. Например: кто-то где-то регулярно пишет статейки в газету; кто-то, возможно в другом конце страны или мира, независимо от первого, издаёт газету или журнал; кто-то пишет воззвания и изобличает мафию; кто-то становится депутатом, в надежде что-то решить на законодательном уровне; кто-то помогает алкоголикам вернуться к Трезвости; кто-то читает лекции; кто-то проводит профилактические мероприятия. Кто-то наставляет соотечественников словом Божиим; кто-то воюет с мафией; кто-то просто честно живёт; кто-то рожает и воспитывает детей и т.д. – и всё это трезвенническая деятельность.

XXXII

В настоящее время в России трезвенничество составляют три типа трезвенников:

1. Случайные;2. Оглашенные;   3. Православные.

Случайники – это бесструктурное, скорее состояние, чем образование, включающее в себя отдельных представителей, которые по каким-либо причинам перестали употреблять спиртное. Их разделяют по родам: а) абстиненты 2) благоразумные. Причём вторые отличаются от первых тем, что имеют некоторые теоретические знания о трезвенничестве, например, из видео или аудио кассет/дисков, лекций.

Оглашенные – структурированные организации людей, не употребляющих спиртное, объединённых по сходным морально-этическим ориентациям. Оглашенных можно расположить по родам:

  • Антиалкоголисты – объединение людей, настроенных против алкогольной мафии;
  • Витависты – сторонники различных методик оздоровления организма;
  • Клубисты – общественное объединение любителей поразмышлять о лучшей жизни;
  • Собриологисты – коалиция приверженцев научных взглядов на процессы алкоголизации;
  • Оккультисты – искатели «истинных» духовных учений;
  • Партийцы – члены политических партий, одна из задач которых – борьба с пьянством;
  • Партокультисты – адепты теневых структур управления миром;
  • Сектанты – представители религиозных сообществ;
  • Соратники – единомышленники по борьбе за трезвость.

Православный тип трезвенников – члены церковных общин Русской Православной Церкви, взявшие на себя миссию распространение знаний о нравственности в духе Православной Церкви, в том числе или в первую очередь среди пьющей части народонаселения Российской Федерации.

Выделяют два рода православных трезвенников: 1) принявших обет трезвости и подписавших Обетную грамоту, и 2) готовящихся к её подписанию.

Внутри всех родов градация может идти на виды, подвиды, формы трезвенничества и т.д.

XXXIII

В новейшей России трезвенничество – это особый многолетний проект, берущий своё начало с 70-х годов ХХ столетия, исконной целью которого является освобождение Русской земли от общемирового зла – алкоголя.

За эти годы изменилась страна, не единожды менялся политический режим, другим стал менталитет россиян. Произошли кардинальные подвижки в духовно-нравственной жизни народонаселения. Из эпохи воинствующего атеизма, через периоды вседозволенности и моральной распущенности, люди потянулись к Богу. Индивидуальные духовные искания, вели человека через ложные ориентиры и ценности, заставляя для осмысления предлагаемых идеалов останавливаться возле разных экзотических учений. Именно этим объясняется многообразие трезвеннических родов.

Несмотря на кажущуюся несовместимость, всех участников проекта объединяет одно: обеспокоенность за судьбу Отечества и забота о человеке. Все они едины по смыслу, но конфликтуют по способам достижения цели. У них разное понимание задач, отличны формы и методы деятельности, но каждый искренне надеется, что придут такие времена, когда русскому человеку будут наливать спиртное, да ещё за это приплачивать, а он откажется пить. И откажется не из-за страха за свою жизнь и здоровье, а из-за сознательного нравственного выбора в пользу Трезвости.

Все трезвенники верят, что Россия станет самым трезвым государством мира, но не из-за того, что населению навяжут «сухой закон», а потому, что каждый россиянин с детских лет усвоит правду об алкоголе и, подрастая, будет готов сказать пьянству: «Нет!».

Но одних знаний об алкогольной проблематике недостаточно: требуется духовно-нравственный фундамент: человеку нужен Бог! Только с Богом в сердце человек способен противостоять многоликому злу, не поддаться лжи, избежать падений. И здесь россиянину на помощь приходит Русская Православная Церковь.

XXXIV

Оглашение и маловерие заканчивается тотчас, как только человек переступает церковный порог и становится частью Церкви, той общины, которая взлелеет его как духовное чадо. Путь к Богу тернист и бесконечен, путника ожидают падения и разочарования в собственных силах, но трезвясь и бодрствуя, положившись на Отца Небесного, он выстоит и выйдет победителем в борьбе со злом.  

Трезвенник – это особая часть человечества, которая посвятила свою жизнь борьбе не с абстрактным, а конкретным злом. Православный трезвенник утверждает Правду и созидает Трезвость. Начать посильное сопротивление алкогольной мафии может любой, так же, как и записаться в ряды оглашенных трезвенников может каждый, но не всякий способен дорасти до уровня православного трезвенника. Этому предшествует процесс нравственного преображения, который начинается с момента отрицания «себя, любимого».

Так что же такое трезвость, трезвение и трезвый образ жизни?

……………………………………………………………………………………………………

Это путь человека к Богу!

 

Литература:

  1. 1.Аникин С.С. Вначале было слово (Метод Г.А. Шичко)/ С.С. Аникин // Соработникам Бога: сб.статей – Красноярск, 2001.
  2. 2.Аникин С.С. Трезвенность – основа духовно-нравственного образования/ С.С. Аникин // Образовательная среда и здоровье: сб.материалов Российской научно-практ. конф., 12-14 ноября 2001. – Красноярск, 2001.
  3. 3.Аникин С.С. Трезвенное воспитание – основа психолого-педагогической профилактики наркотизма в школах и других учебных заведениях: метод.рекомендации. – Красноярск, 2002. – 180 с.
  4. 4.Аникин С.С. Трезвость, трезвенность и трезвенное воспитание/ С.С. Аникин // XXI век: здоровый образ жизни: международная научно-практ.конф. Елец, 24 марта, 2003 (Статьи, доклады, тезисы докладов и выступлений). - Елец: ЕГУ, 2003.
  5. 5.Аникин С.С. Аспекты собриологического воспитания. Ч.1. Диагностика наркотизма в учебном заведении: Метод.рекомендации/ Аникин С.С. – Красноярск, 2004. – 30 с.
  6. 6.Аникин С.С. Информационное пространство как фактор становления трезвенного мировоззрения: Монография / С.С. Аникин; Краснояр.гос.ун-т. – Красноярск, 2004. –104 с.
  7. 7.Аникин С. Трезвость - национальная черта русского народа/ С.Аникин. – Знание – власть № 30 (197), 2004 - http://www.znanie-vlast.ru/archove/znan197.pdf
  8. 8.Аникин С.С. Трезвенное воспитание как основа психолого-педагогической профилактики наркотизма в досоветский период отечественной истории /С.С. Аникин. – Наркология № 2. – Москва, 2006.
  9. 9.Аникин С.С. Трезвенное воспитание в российской истории педагогики и образования: Учебно-методическое пособие /С.С. Аникин: Краснояр.гос.ун-т. – Красноярск, 2006 – 32 с.
  10. 10.Аникин С.С. Соратничество // С любовью к Богу, Отечеству, Народу (разговор с соратником): сборник статей / С.С. Аникин. – Красноярск, 2007. – С.38-43.
  11. 11.Педагогика информационного пространства: информационное пространство учебного заведения как условие профилактики наркотизма учащихся: Монография / С.С. Аникин; Краснояр. Гос.пед. ун-т им.В.П. Астафьева. – Красноярск, 2007. – 308 с.
  12. 12.Аникин С.С. Духа не угашайте. Жизненный подвиг монаха Павла Горшкова – создателя Школы Трезвости в России: Пособие по истории образования и истории Русской Православной Церкви /С.С. Аникин. – Красноярск, 2008. – 160 с.
  13. 13.Аникин С.С. Российские трезвенники и собриологическая культура / С.С. Аникин // Алкоголь не убежище - но ложь! // эл. ж. - http://metanthonymemorial.org/VernostNo134.html - Верность № 134, 2009.
  14. 14.2. Губочкин П.И., Аникин С.С., Губочкин И.П., Зайцев С.Н., Карпов А.М Психология формирования сознательной трезвости/ П.И. Губочкин, С.С. Аникин, И.П. Губочкин, С.Н. Зайцев, А.М. Карпов. – Рыбинск: Изд-во ОАО «Рыбинский Дом печати», 2006.

 

 

Войдите чтобы оставлять коментарии

Наш канал на Youtube


Материалы Соратники

Статистика

Посетители
2041
Материалы
672
Количество просмотров материалов
3929457