"Трезвость - здравая рассудительность, свобода от иллюзий и самообмана" - народная мудрость

Трезвость.ру

Наказ Солоухина русским спецслужбам

Презентация, как нынче говорят, книги ветерана внешней разведки Ю.И. Дроздова "Вымысел исключен" была назначена на 19 декабря прошлого года в роскошном "Президент-Отеле". Я попал в число приглашенных, поскольку написал послесловие к этой замечательной книге.

Недели за две до торжественного дня я повидался с Юрием Ивановичем, и он поделился задумками по составу приглашенных:

- Мне кажется, не лишне было бы пригласить всех киноактеров, когда-либо сыгравших роль разведчика в кино, и писателей, писавших о разведке. Кадочникова, увы, уже не пригласишь. Вячеслава Тихонова - обязательно. Георгия Жжёнова, Бориса Галкина - он вашего брата-десантника хорошо сыграл, Николая Бурляева надо бы, только у меня нет его телефона... Из писателей - кого ты думаешь?

- Вам виднее. Но, думаю, Александра Проханова. Владимира Карпова - Героя Советского Союза. Святослава Рыбаса - он про генерала Кутепова написал. Юлиана Семенова уже нет. Много "шпионских" писателей поменяли Родину на "историческую", так что затрудняюсь продолжить. - Ну ладно, я еще подумаю...

Предновогодний "Президент-Отель" блистал гирляндами мишуры, огнями и внутренним убранством. Для гостей в холле были расставлены столы с шампанским, коньяком и легкой закуской, каждому приходящему вручали подарочный набор книг о разведке. Подходили седовласые мужи с тяжелыми орденскими колодками, со звездами Героев, обнимались крепко, вступали в разговор; подходили парни из дроздовского "Вымпела" - крепкие, с умными глубокими глазами, сдержанные, немногословные. красивые мужики. На груди у некоторых - экзотические медали иностранных государств.

Тихонова и Бурляева я не увидел. Важно прошествовал под руку с супругой "генерал" Булдаков, Борис Галкин с женой Еленой стояли в окружении "вымпеловцев", Георгий Жжёнов беседовал о чем-то с митрополитом Питиримом, сдержанный Святослав Рыбас выслушивал отставного генерала-разведчика. В пиджаке нараспашку и, как всегда, без галстука появился Александр Казинцев.

И вдруг я увидел идущего шаркающим приставным шагом Владимира Алексеевича Солоухина и слегка удивился: Солоухин как будто никогда и ничего о разведке не писал. Впрочем, все ли я о нем знаю?.. Владимир Алексеевич медленно продвигался от парадной лестницы по направлению к конференц-залу, ссутулившись, немного растерянно кидая взгляды по сторонам. Остановился, огляделся и, видимо, не заметил ни одного знакомого лица: в холле уже толпилось изрядное число приглашенных. Я подошел, поздоровался и пригласил его к "фуршетному" столу.

- А что там, на столе-то? Нет, коньяк не буду, а шампанского пойдем выпьем. Пойдем-пойдем...

Мы подошли к столу, два-три голоса поприветствовали писателя:

- Здравствуйте, Владимир Алексеевич!

Солоухин, слегка приподнимая глаза и, по-моему, не особо замечая, кто с ним здоровается, полупоклоном отвечал на приветствия.

- Дай-ка мне вот этот, с икоркой, и этот вот, с рыбой, бутерброд. Можно, что ли?

- Ну, отчего же нельзя. "Оплочено!" А как со здоровьем-то, Владимир Алексеевич?

- Здоровье - что: сейчас намного лучше. Орел не орел, но, как видишь, летаю. Ты вот что, убери шампанское, давай мы за этих ребят коньяку выпьем. Хороший коньяк-то? - он прищурился, вглядываясь в этикетку.

- "Двин", кажется. Говорят, неплохой.

- Вот давай его, помаленьку...

Мы выпили за здоровье генерала Дроздова и за советскую разведку, доставившую немало хлопот нашим противникам. Солоухин, прожевывая бутерброд спросил:

- Ты книжку-то Дроздова читал?

- Читал, даже писал о ней.

- А я так думаю: хорошо, что они, разведчики, наконец заговорили. Сразу сколько досужих сплетен про КГБ полетело в тартарары. И сколько мы узнали про тайные пружины, которые двигали и нашу, и зарубежную политику! М-да, это, пожалуй, важнее...

Протрещал звонок, приглашая всех в конференц-зал. Мы сели в проходе где-то в середине зала.

После короткого вступительного слова генерала Дроздова показали фильм "Равных им не было" - о группе специального назначения "Вымпел", которую создал и выпестовал Юрий Иванович, которой действительно не было равных в ряду спецподраэделений иных стран - по универсальности подготовки отваге и мужеству по способности решать невыполнимые, казалось бы, задачи. Запомнились, например, такие кадры.

Камера неподвижна, на экране - ничем не примечательный пейзаж слегка взбугренная местность, дерево, зеленые кустики. Кроме этого - ничего! Вдруг как по команде, земля дыбится и встают 50-70 вооруженных парней, и тут же ложатся и снова исчезают. Проходит секунда-другая (камера неподвижна) - и опять как по команде, встают еще человек 50-70. но уже других воинов. Ложатся - и снова падают сколь ни вглядывайся в эти кустики и бугорки. "Бойцы "Вымпела" проходили стажировку и в странах Юго-Восточной Азии, - звучит голос диктора за кадром, - где наши парни делились опытом и где многому научились сами". В это время на экране крупным планом возникает участок дороги - безо всякого изъяна, после чего квадратный "лоскут" земной поверхности приподнимается и отъезжает в сторону, а из замаскированной ямы как черт из табакерки, выскакивает перемазанный в глине улыбающийся "вымпеловец".

Солоухин смотрел на экран молча, а затем, когда генерал Дроздов по окончании фильма попросил желающих высказаться, Владимир Алексеевич, выждав небольшое время, поднялся с кресла и, обронив: "сумку мою посторожи", мелким шагом той же шаркающей походкой пошел к сцене. Зал молча ждал.

Опершись на трибуну, Владимир Алексеевич; коротко поведал свою военную биографию, отметив, что "хотя в войсках НКВД я никогда не служил и про вас разведчиков, не писал, но во время войны был старшим сержантом спецназа". Говорил он тихо, потом голос стал крепнуть - почти точь-в-точь, как это было во МХАТе на 40-летии журнала "Наш современник", когда он читал свое стихотворение закончив его на высокой ораторской ноте. Он продолжил:

- Когда я посмотрел этот фильм, мне вспомнился случай из нашей давней русской истории. Произошло это в период крещения Руси. Сами понимаете, что когда Владимир Святой приказал сбросить Перуна в Днепр и велел всем креститься, это был единичный, хотя и государственного, исторического значения случай принятия христианства языческой Русью. После этого христианские проповедники пошли в разные город и веси, в разные племена, жившие тогда на территории Руси, крестя язычников и обращая их в христиан. И вот, когда один из монахов-подвижников пришел к языческому племени обитавшему где-то на Севере, и убедил это племя принять христианство произошло следующее. Вождь племени, который должен был первым пройти обряд крещения и показать, таким образом, пример своему племени, вошел в реку, выхватил из ножен меч и, высоко подняв его над головой, трижды окунулся в воду. И когда он вышел на берег, монах-миссионер упрекнул его: что же ты. мол. сам окунулся а меч свой не окунул? И вождь ему ответил...

Тут голос писателя возвысился до митингового накала:

- Я, говорит, прошел обряд крещения. Я теперь христианин. Я буду соблюдать Христовы заповеди, буду жить так, как велит мне Христова вера. Я даже буду прощать врагов своих. Но! - голос Солоухина обрел металл: - Но ме-еч мо-ой!..

Он сглотнул комок в горле, и микрофон передал это всем сидящим в зале. Произошло мгновенное слабое движение десятков людей, которые, я уверен в этом, разом угадали - что сейчас будет сказано.

- Но меч мой никогда не должен быть добрым к моим врагам! Он никогда не будет добрым к врагам моего племени - он не для этого предназначен. Меч в моей руке для того, чтобы защитить меня и мое племя, и ему нельзя быть добрым как мне! Вот что сказал монаху этот вождь племени.

С середины зала я увидел, что по щекам старого писателя текут слезы. Это заметили и другие, и по залу снова короткой судорогой прошло движение.

- И я вас прошу, я вас заклинаю: держите свой меч сухим всегда! Дорогие мои герои, я - старый человек, я много повидал. И вы многое повидали, вы много знаете, чего не знают другие. И вы не должны спокойно смотреть на то, что происходит. Вы видите, как наша Россия окружена со всех сторон алчущими "собратьями", которые готовы рвать ее на части, стремясь ухватить кусок пожирнее. Вы видите, как потворствует им потерявшая совесть и страх "пятая колонна". Не мне это вам рассказывать, это вы сами знаете, как не знает никто. Так... не дайте же!.. Не дайте погибнуть своей Родине!.. (Он уже не стеснялся открытых слез и рыданий.) Она вас вскормила, но сегодня она слаба и унижена, и вы - ее последний оплот! Я, старый человек, русский писатель, я обращаюсь к вам: держите ваш меч сухим! Нам нельзя быть добрыми к нашим врагам - их слишком много, они сплочены и сильны и не хотят быть добрыми с нами. И поэтому пусть ваш меч, изображенный на вашей эмблеме, навсегда останется разящим, острым и сухим, как у того мудрого вождя племени!..

Он отошел от трибуны и, шаркая подошвами ботинок, пересек сцену. Зал возбужденно аплодировал. Какая-то женщина помогла ему сойти со сцены и, идя рядом вдоль прохода, что-то горячо говорила. Владимир Алексеевич растерянно оглядывал зал, и я догадался, что он забыл, в котором ряду сидел до выступления. Я поднялся ему навстречу:

- Владимир Алексеевич, идите сюда. Вот ваша сумка.

- А, ну все. Спасибо, голубушка, я посижу теперь...

Он медленно и тяжело сел в кресло, после чего аплодисменты стихли. Солоухин достал носовой платок, вытер щеки, промокнул глаза, принял позу поудобнее. Вздохнул. Потом спросил неопределенно:

- Ну что?

- Как "что". Вы же сами видите, что с залом сделали. Задние ряды стоя вас приветствовали...

- Да-а-а... А ты этих ребят знаешь? - он кивнул головой на зал.

- Маленько знаю.

- Ну и как думаешь, дошло до них?

- Думаю, дошло.

- Хорошо бы, если б дошло... Я от сердца говорил. Что ж они, не понимают, что ли? У них в руках - та-акая сила!.. Да будь я помоложе... - он махнул рукой как-то обреченно, словно отсекая тему разговора, и стал медленно вставать.

- Что там у нас по плану дальше?

- Вроде бы продолжение фуршета...

- Ладно, это уже не по мне. Ты меня проводи до выхода.

Я проводил. Больше мы не виделись.

ВЯЧЕСЛАВ МОРОЗОВ

"Наш современник", 1997, N7

Русская женщина начала 21 века

- Грядёт эра мещанства. И как не печально, в первых рядах этой эры шагают женщины.

Примерно так сказал лет 30 назад гениальный Шукшин Василий Макарович. И вот эта эра наступила. Что осталось от русской женщины, которой всегда восхищались во всём мире? Самым страшным явлением в нашей российской жизни стали не экономические, политические или бытовые изменения. Замена моральных ценностей и нравственных принципов с истинных на фальшивые – вот эта цель, поставленная полвека назад А. Даллесом, должна положить началу конца русским - великому и гордому народу.

 

Гений Чистой Красоты или Алчная Плотоядная Стерва
"В современной России идет война полов, уже почти завершившаяся женской победой. Не подумайте, что я шучу: все очень серьезно. Настолько серьезно, что завтра может быть поздно" (Дмитрий Быков. Первая Половая Война: возмущенные записки читателя женской прозы).

 

Русская женщина в течение как минимум двухсот лет славна по всему миру: очарованием, прелестью, верностью, глубиной чувств, красотой. Замечательных, чутких, добрых, надежных, душевных, обворожительных женщин в России всегда было превеликое множество. Но они ли, как говорится, правят бал? Они ли являются лицом сегодняшней России? Боюсь, что времена изменились. И изменились разительно.

Наташа, 19 лет. Студентка. Как сейчас, вижу сияющие глаза и пунцовые губы белокурой красавицы, провозглашающие на весь свадебный зал, как на всю страну: "Нам только дай шенгенские визы! Мы всю Европу затрахаем!"

Было это лет десять назад, в эпоху, как ее ноне определяют, ельцинского упадка. И что же? Наташи из бывшего СССР заполонили Европу и - в самом деле затрахали. Да еще как затрахали! До такой степени, что в некоторых странах (Турция, Греция, Испания, Германия) имя "Наташа" - прекрасное русское имя - является синонимом шлюхи и проститутки. Как в XIX веке всех ямщиков называли Ваньками, чтоб не путаться с именами. Если это не позор России, то что позор?!

 

Стервы - о стервах

Смотрю один из каналов Государственного российского телевидения. И вот среди сообщений о событиях в Ираке и новостей из Государственной думы - Десять Заповедей Идеальной Женщины. Какой же должна быть идеальная женщина - небезынтересно и женщинам, и мужчинам, не так ли? Первая же заповедь меня немного насторожила - а слушал я, разумеется, вполуха. Вторая насторожила чуть больше - по музыке, не по содержанию сказано. Я стал прислушиваться. И не ошибся. Ибо буквально через каких-нибудь двадцать секунд обворожительная ведущая с милой улыбкой произнесла такие слова: "Заповедь четвертая. Идеальная женщина должна быть стервой".

А вот другая программа, которую ведущая с умным лицом и изумительной дикцией заканчивает такими словами: "Любовь - это для бабушек и дедушек. Это из прошлого века. Секс - смысл жизни! До встречи через неделю, дорогие друзья!" Ну вот, наконец-то свершилось!!! Столетиями лучшие люди России и мира искали, в чем состоит смысл жизни. А тут враз нашли. Под ногами и между ними. Спасибо тебе, телеведущая. Которую слушает как минимум миллионов семьдесят человек.

Наверное, я тоже из прошлого века. Наверное, я ископаемый - как и (согласно указанной передаче) любовь. Но все же, милые мои девочки, неужто не понимаете, что есть вещи прекраснее секса (штуки самой по себе замечательной, кто спорит). Но - как уверенно скажет любой сексолог - оргазм сам по себе не высшее наслаждение. Разумеется, он - как выстрел, сотрясающий Вселенную, мгновение, колеблющее небеса. Но есть так много других радостей, так много других чувств. Прикосновения, нежность, чувство того, что ты кому-то нужен в этой Вселенной... Китайская эротика, индийская - это же целые науки о получении удовольствия. Любовь преумножает оргазм! А тут: "Любовь - это из прошлого века. Это для бабушек и дедушек. Секс - вот смысл жизни". И это - страна Пушкина, Блока, Есенина, великой лирики, великого романа, великого романса? Страшное дело. Конец света в России. Апокалипсис.

 

Чья возьмёт?

…За столик в кафе "Идеальная чашка", что на Невском проспекте в Петербурге, ко мне подсаживается прелестница почти ангельского вида. Не предложи она определенные услуги, которых не домогался, не назови их цену, никогда бы и не признал в ней так называемую жрицу любви (хотя слова "жрица любви" оскорбляют высокое понятие Любовь). Уразумев, кто со мной говорит, завожу разговор вокруг да около. И приблизительно через четыре минуты, узнав, что я иностранец, женщина, разоткровенничавшись, сознается: "Самые страшные конкурентки для нас - студентки. Цены сбивают, сучки. Она сдала экзамен, едет к мамочке, стоит на автобусной остановке - и уже на панели (уже на панели - ключевые, между прочим, слова! Ну да, конечно, для одних асфальт, для других автобусная остановка, для третьих панель). Смотрит - есть пятнадцать минут. Задрала юбочку, выставила ножку - и около нее уже тормозят, она уже с клиентом, подлянка".

- Да таких ведь, наверное, немного? - спрашиваю ошарашенно.

- Немного? Да больше, чем нас, которые честно трудятся. Которые и ментам платят, и за аренду рабочего помещения, и сутенерам. А у них никаких накладных расходов. Райская жизнь: трахайся - не хочу. Добро бы еще только клиентов отбивали. А они цены сбивают, твари. Я бы таких своими руками давила.

Ничто нынче не удивляет. Катюшу Маслову - героиню романа Льва Толстого "Воскресение" - стирание грани между проституткой и порядочной женщиной очень бы удивило (пропал бы весь смысл великого произведения - зачем воскресать-то?). Но не в наши достопочтенные времена. Сегодня грани между студенткой и проституткой проститутка не видит (которая, как выяснилось позднее, являлась студенткой четвертого курса некоего университета, правда, сегодня в России университетом не называют разве что школу для умственно недоразвитых). Если это не апокалипсис - то что?

Встреча студентов одного из самых престижных гуманитарных вузов страны со мной. В зале - несколько сот человек, в подавляющем большинстве представительницы прекрасного пола: юные, красивые, обворожительные. И вот, почувствовав по вопросам настроение зала, синфазное описанному в предыдущих абзацах, произношу следующую тираду:

Давайте пофантазируем, девочки. Представьте себе, что у вас появился спонсор. В расцвете лет, красавец атлетического сложения, честный, щедрый и очень богатый. Поднимите руку, кто хотел бы иметь такого друга? Лес рук. Отлично. Продолжим. Красивый, могучего телосложения, богатый, щедрый и благородный спонсор предлагает вам поехать в Париж. Остановиться в самом лучшем отеле, ходить по самым дорогим ресторанам, концертам, ложа в Парижской опере, Лувр, Версаль и т.д. Поднимите руку, кто счел бы такое предложение предложением, от которого могла бы отказаться только набитая дура. Улыбки, лес рук. Есть такие, кто подобное предложение счел бы для себя оскорблением? У-у-у - разнеслось по залу. Поднятых рук замечено не было. А теперь совсем невероятное воображаемое предложение: благородный, красивый, щедрый и очень богатый спонсор говорит, что будет обеспечивать вас до конца ваших дней - независимо от того, продолжатся ли после возвращения из Парижа ваши отношения или нет. Таковы, дескать, его жизненные принципы, таков его благородный порыв. Поднимите руки те, кому по душе такой человек-мечта. Более или менее все. Я так и думал. А теперь последний вопрос. Сейчас пусть поднимут руку те девушки, которые, получив от красивого, богатого, щедрого и благородного спонсора предложение поехать в Париж и обещание обеспечивать вас до конца дней, захотят покончить жизнь самоубийством.

Смех в зале. Местами переходящий в хохот. Желающих покончить жизнь самоубийством не было.

- Прекрасно, девушки, прекрасно, красавицы. Все нормально, все правильно. А теперь разгадка опроса. То, что мы с вами представили, это краткое содержание ключевой сцены пьесы Александра Николаевича Островского "Бесприданница", известной также по фильму "Жестокий романс". Ее героиня являлась образцом русской женщины не только в Российской империи, но и во всем мире. Эта женщина, получив от благородного, красивого и очень богатого купца - спонсора в нынешней терминологии - предложение поехать в Париж, сопровождающееся обещанием поддерживать ее до конца дней независимо от их последующих отношений, захотела покончить жизнь самоубийством. Ибо худшего для себя позора русская женщина XIX века не могла и представить. Не кажется ли вам, милые россиянки, что сегодня вы - как бы это поделикатнее выразиться - немножечко не такие, как та русская женщина, которой столетиями восхищался весь цивилизованный мир?

Мертвая тишина.

 

Деньги вперёд!

Приглашаю в кафе обворожительное создание, поразительно похожее на портреты Натальи Гончаровой, сделанные рукой Пушкина. Она работала на организованной мной конференции, и в процессе работы (одна из прелестных особенностей русской жизни, отличающих РФ от Америки и Европы) у нас сложились неформальные отношения. Смотрю на красавицу умиленно и восхищенно приблизительно две минуты - не более. Потому что примерно на пятой фразе Наталья Гончарова Нашего Времени произносит такие слова:

- Дайте мне денег на сапоги. Каждый раз, когда я буду их надевать, буду вспоминать нашу встречу

Так застенчиво сказала, так по-тургеневски...

Уразумев сказанное, я пристально посмотрел на красавицу, как будто видел ее впервые. Девушка была одета явно из бутика. И сапоги - самые что ни на есть наимоднейшие - на ее замечательных ножках были.

Когда, потрясенный, я поведал эту историю столь же обворожительной московской красавице того же приблизительно образования, круга и возраста, девушка отреагировала так: "Что такое шестьсот долларов? Надо было дать - и воздастся. Вот если бы дама вашего сердца попросила денег на джип, это была бы наглость".

Когда же еще через пару дней я рассказал о приключении с девушкой из ректората в кругу шести образованных женщин в возрасте приблизительно от 21 до 34 лет от роду, одна из них сказала уверенно:

- Чтобы этого не происходило, вам надо перед тем, как сблизиться с женщиной, класть на стол деньги. Если вы, конечно, порядочный человек.

Я оглядел присутствующих. Все согласно молчали.

- Вообще-то когда женщина делает что-либо такое за деньги, это называется проституцией. Испокон веков и по сей день, - оторопело пробормотал я.

- Может, в незапамятные времена секс за деньги нехорошими словами и назывался, - был ответ. - А теперь это называется жизнь. Быть с женщиной, которая тебе нравится, и не давать ей за это денег - ГРЕШНО.

Ни для кого не секрет, что репутация русских женщин на Западе сегодня совершенно кошмарная. Но как ни странно, в самой России это воспринимается с милой улыбкой. Что, несомненно, диагноз. Диагноз времени. Сексизм вроде бы приходит в Россию с Запада. Но это совершенно не тот сексизм. В Америке, например, женщина равноправна, а в некоторых отношениях, как в романе Оруэлла, более равна, чем мужчина. Например, при устройстве на работу или разделе имущества. Сексизм в Соединенных Штатах - одно из страшных преступлений, хуже расизма: за неудачное высказывание в отношении женщин можно лишиться работы. Но никогда по американскому телевидению вы не услышите, что надо быть стервой. Никогда при первой или даже десятой встрече нормальная женщина, не проститутка, не попросит у вас денег на сапоги или автомобиль. Ни одна француженка, гречанка или итальянка не посоветует класть после ночи с любимой деньги на тумбочку, если, конечно, она не профессионалка этого промысла

Женщина - это твердь, на которой стоит любая культура. Но если у женщин поехала крыша, на таком фундаменте трудно строить здание цивилизации. Можно сказать, невозможно.

Еще лет пятнадцать назад - как и сто, и двести - казалось самоочевидным, что Русская Женщина - всемирно историческое достояние и гордость России. Сегодня русская женщина - не конкретная, а обобщенная, безымянная русская женщина как образ - является национальным и интернациональным позором.

Доигрались, девоньки.

Догулялись.

Дотрахались.

Юрий Магаршак

 

 

БОГ

Трудная и вечная тема. Казалось бы, - объединяющая, а на самом деле и чаще всего – разъединяющая. Верить Христу или Аллаху? Иегове или Будде? Богу или в Бога? Что выше: Вера и ли Различение?

Это поразительно: человек Разумный, говоря об одном и том же, умудряется рассориться до непримиримой вражды! До войн и многовековых противостояний. Меж тем, во всех основных религиях говорится, что Бог создал себе равного – Сотворца. Не пора ли понять всем верующим и неверующим, что все религиозные распри и противостояния – дела и замысел тёмных сил? Дела мирские, а не божьи?

Нет единого образа Бога.

Скажем так: Бог есть и он - один, а единого образа нет. И не будет. У каждого человека он свой. У моей неграмотной бабушки он был в образе Николая-угодника: чаще всего он ей помогал. У моего скромного и тихого деда с его тремя классами церковно-приходской школы образ был неясный, интимный и возвышенный. Верующий в добро, в те православные моральные ценности, что так легко принял русский народ, мой лихой дед (как выяснилось уже после смерти, он был полным Георгиевским кавалером) тихо ненавидел всех попов без исключения. В церковь, меж тем, по большим праздникам ходил. Причина такого отношения к православным священникам была веская. В 1916 году, когда на фронте дела в русской армии были хуже некуда, накануне Пасхи деда с передовой направили в штаб со срочным донесением. Добравшись к вечеру, измученный и голодный, дед застал такую вакханалию с обжираловкой штабной братии с попами и женщинами, что на всю оставшуюся жизнь хватило аллергии на «святых отцов». И это в самую строгую неделю Великого поста! Какой же мерзавец этот поп, который два дня назад в окопах проповедовал голодным, завшивленным солдатам терпеть «как наш Господь»?!

У меня – тоже свой образ, о котором не буду распространяться. Многие, считающие себя верующими, утверждают, что я – атеист. У моего, более меня верующего, сына – свой: но весьма далёкий как от христианского, так и от языческого. У моих внуков будет свой, хотелось бы, чтобы - более приближённый к истинному. Но очень не желаю им подпасть под власть любой церковной иерархии. Главное же чтобы никого никогда не покидала неразделимая троица: Разум, Рассудок и Различение.

Вера – дело личное, интимное. И в обычной нашей общественной жизни не должна мешать единению и действию. Только тогда, когда Вера помогает социальной эволюции – она истинная.

В наше время честная, а не официозная, наука устами многих учёных дала своё определение: есть во Вселенной высшее Разумное начало. Нет в великом нашем мире хаоса, везде непрерывно действуют разумные и неумолимые законы. Не однажды сказано: что вверху, то и внизу; мир един и целостен; в каждом человеке – весь мир; познай себя – и всё познаешь и т. д.

Путь к Богу – у каждого свой. И нельзя с самыми благими намерениями молодое поколение направлять в свою веру. «Если закрыть дверь перед заблуждением то, как туда войдёт истина?!» Можно только предупредить о заведомо гибельных направлениях, но выбирает каждый сам.

Как плод в утробе матери за 9 месяцев проходит весь многомиллионный путь развития жизни на земле, так и личность с сознательного возраста должна пройти весь путь социально-нравственного развития человечества, не пропуская ни одного этапа и не останавливаясь ни на одном. Желательно – быстрее; чем быстрее, тем больше времени для того, чтобы подвинутся дальше: вперёд и вверх. И передать свой опыт.

На этом можно поставить точку и закрыть на время тему.

ИЗРАМИСТ

 

Наука и "дилетанты"

Чрезвычайно важные сведения для тех, кто интересуется «общим ходом вещей»

Ред.

Наука доступна широким массам.

Принято считать, что наука - это нечто заумное, доступное только людям высшей степени учёности - докторам наук и академикам. Но вот что писал Черкун Борис Иванович, живший в Магнитогорске и умерший в 1985 году.

«Если бы кто-то до 1972 г. предложил мне заняться наукой, я бы счел это неуместной и неостроумной шуткой: я органически не выносил ничего научного. По натуре я - лирик, сентиментальный человек. Собирался даже писать роман о любви. И вдруг будущий герой романа, помимо моей воли, оказался философом. Всё моё лирико-сентиментальное существо восставало против самой мысли, что придется на какое-то время окунуться в скучный мир науки. И вообще, мне ли - серднестатистическому человеку - постигать высшие материи! Философия! Генетика! Кибернетика!.. Перед одними этими названиями благоговейно цепенеешь...

Ради утешения совести решил я все же прочесть дюжину-другую книг по философии. И вдруг обнаруживаю, что в этих книгах говорится о самых обыкновенных, земных вещах. Потом пришлось потревожить эволюционную теорию. Но чтобы осмыслить её, необходимо было ознакомиться с основами генетики. А последняя требовала хотя бы элементарных представлении о теории информации. А та, в свою очередь, заставила ... И пошло и поехало: логика, математика, физика ... И самым удивительным открытием для меня в то время было то, что постигались все эти премудрости, не требуя дискомфортных усилий. Просто, читая, нужно было мыслить, анализировать, задаваться вопросами и выяснять, имеются ли на них ответы...» И читая, он обнаружил, что:

«Некоторые направления в науке, особенно прикладной и экспериментальной, уверенно идут вперед. Однако наука в целом, и особенно теоретическая физика - это великая свалка, «авгиевы конюшни... Непосвященный чистосердечно верит, что наука в наши дни процветает: как-никак, на дворе век научно-технического прогресса! Достижения в изучении космоса, бурное развитие техники, генная инженерия, лазеры т.д. и т.п.». Можно подумать, что писал это безответственный человек...

Но вот мнение о физике доктора ф.м.наук И.И. Смульского: «В 20-м веке сложился дисбаланс между достижениями экспериментальной физики и их объяснением теоретической физикой. В современной теоретической физике вместо объектов окружающего мира введены конструкции, которые полностью следуют из гипотетических представлений об устройстве мира.

Гипотетическое объяснение явлений началось в 19-м веке при рассмотрении взаимодействий наэлектризованных и намагниченных тел... Локомотив воздействует на вагон с помощью сцепки. А магнит воздействует на другой магнит на расстоянии без всяких сцепок. Для объяснения передачи воздействия от одного тела к другому в физике была создана первая гипотетическая конструкция - поле... Основываясь на двух ошибочных положениях: 1) поле является объектом окружающего мира, поэтому оно не должно изменяться при движении тела; 2) так как воздействие тела на другое тело изменяется, то при движении тела изменяются его размеры и время взаимодействия, - в Специальной теории относительности создан новый объект, «пространственно-временной континуум».

С этого момента в физике возникает новая область, теоретическая физика, основной целью которой являлось построение моделей окружающего мира. Это - осознанная цель. А неосознанной целью является создание окружающего мира. В 20-м веке эта цель была достигнута: физиками-теоретиками создан микро- и макромир, построенный на гипотетических конструкциях.

Созданный объект - «пространственно-временной континуум» охватывает только взаимодействия заряженных и намагниченных тел. А притяжение любых тел друг к другу, которое мы называем гравитационным воздействием, к этому «континууму» не имеет отношения. Физики-теоретики поставили себе задачу создать Единую теорию поля, которая охватывала бы и гравитационные взаимодействия. С этой целью принимается гипотеза о том, что гравитационное воздействие, как и электромагнитное поле, распространяется со скоростью света. А ускоренное движение тела выражают искривлением четырехмерного пространства-времени. Таким образом создана Общая теория относительности, в которой введен новый объект: четырехмерное искривленное пространство-время. В отличие от поля, новый объект не имеет свойств, известных человеку при его общении с миром. Это чисто математический объект. С этого момента мышление физиков-теоретиков оказывается полностью оторванным от окружающего мира. Такой физик-теоретик может быть лишенным осязания, зрения и слуха, строить модели мира и быть убежденным, что он открыл мир, в котором он обитает.

Следующим этапом в создании новых объектов мира является квантовая механика. При исследовании отклонений микрочастиц, которые происходили в результате взаимодействий многих частиц, как в разных точках пространства, так и в разные моменты времени, пришлось использовать вероятностные методы обработки экспериментов. Были разработаны так называемые волновые функции, описывающие усредненные характеристики движения групп частиц. В результате физики-теоретики создали новый объект «волна-частица», свойства которой распределены во всем пространстве.

Объяснение явлений мира современной физикой идентично объяснению необразованных людей глубокой древности. Для приведения в действие ветров, огня, света и тьмы тогда создавались демоны и боги. Если древние создавали эти объекты по человеческому подобию, то современные физики-теоретики создают их на основании математических понятий. Однако результат один и тот же: в реальный мир вводятся нереальные объекты, в результате чего человек теряет ориентацию в окружающем мире.

Поэтому в настоящее время вера в суеверия и в мистические построения охватывает в большей мере людей высокообразованных, чем простых людей.

Сегодня возникла глубокая диспропорция между экспериментальными науками и теоретической физикой.

Человек поднялся над Землей, Луной и Солнцем; опустился в глубины земные и морские; познакомился с состоянием мира и общества в далеком прошлом и может рассчитать состояние ряда его сторон в будущем. Он убедился в действии одних и тех же явлений природы и в отсутствии потусторонних сил. И параллельно с этим теоретическая физика создала воображаемый нереальный мир, который многими свойствами противоречит наблюдаемому. Она объявила, что есть такие свойства этого мира, которые с позиции здравого смысла не понять. Поэтому человек стал терять веру в разум. В свою жизнь, в жизнь общества начал вводить пагубные идеи, которые обосновываются аналогичными гипотетическими конструкциями...

В результате, к чему мы пришли к концу 20-го века? Мы не знаем, что такое свет. Если это частицы, то какие? Если это волны, то, что колеблется? Мы не знаем, что такое атом, электрон, протон и т.д. Это реальные частицы или математические объекты? Как они устроены, что заставляет их держаться вместе или разделяться на части? Мы не представляем себе макромир. Он - искривленный и замкнутый? Или возник из точки и, безгранично расширяясь, превратится в ничто?

В теоретической физике мы не найдем ответы на эти и другие вопросы. Она полна противоречий, алогизмов, несуразностей и просто абсурдных выводов. Наилучшим решением было бы выбросить всю теоретическую физику XX века и забыть.

Но созданные на основе экспериментальных результатов методы расчета явлений проникнуты ее образами. Поэтому необходимо постепенно освобождать эти методы расчета от вымышленных объектов. Тогда объяснение явлений будет становиться естественным и нам откроется реальный прекрасный мир. А знания о нем позволят человеку ставить грандиозные задачи, оптимально их решать, а свою жизнь обустраивать наилучшим образом....

Мы можем с уверенностью сказать: все, что вымышлено, - не существует... Нет расширяющейся Вселенной и не было Большого взрыва. Нет нейтронных звезд и черных дыр. Нет слабых и сильных взаимодействий в микромире... Реально установлены только три воздействия на расстоянии: между заряженными телами, магнитами и гравитационные взаимодействия между всеми телами.

Или вот мнение о физике выдающегося ученого, Нобелевского лауреата Роберта Фейнмана: «Сегодня наши физические теории, законы физики - множество разрозненных частей и обрывков, плохо сочетающихся друг с другом. Физика еще не превратилась в единую конструкцию, где каждая часть на своем месте. Пока что мы имеем множество деталей, которые трудно подогнать друг к другу». Он же - о законе инерции: «Но свободное движение не имеет никакой видимой причины. Почему предметы способны вечно летать по прямой линии, мы не знаем, Происхождение закона инерции до сих пор остается загадкой».

Фейнман не знает того, что знал за 2400 лет до него Аристотель, который доказывал невозможность пустоты, так как в пустоте тело будет двигаться бесконечно, «ибо что его остановит здесь, а не там». Но так как Вселенная Аристотеля была конечной и заключалась в объеме небесной сферы, вращавшейся вокруг неподвижного Земного шара, то Аристотелю понадобился эфир, который, тормозя движение, делал бы невозможным бесконечное движение в конечной Вселенной. После Коперника и Галилея, лишивших Землю покоя, Ньютон вдруг осознал, что если планеты и кометы практически вечно движутся по своим орбитам, то это означает, что эфира, тормозящего их движение, нет, что пространство пусто. В пустоте же «предметы способны вечно лететь по прямой линии». И возражение Аристотеля против пустоты превратилось в закон инерции. На этом представлении Ньютон заложил основы классической физики, противоположной физике Аристотеля. Закон инерции можно трактовать как принцип причинности: ничто не происходит без причины. Если нет причины, то любое тело сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения. Причиной же в пустом пространстве Ньютона может быть лишь внешнее взаимодействие. И это относится не только к физическим телам. Армию не могут реформировать генералы - они создали закон об альтернативной службе, чтобы не хотелось такой службы. Науку не могут реформировать академики. Вот что говорит академик Г. Осипов: «Предлагают развивать науку на конкурсной основе. Но давайте обратимся к истории, С кем бы конкурировал тот же Менделеев? Принцип конкуренции (именно на нем строится система грантов) подавляет индивидуальность человека». Осипов не знает, что Менделеев конкурировал с ученым миром (особенно с РАН), который долго не признавал его периодическую систему. И всякая новая идея входит в науку, преодолевая противодействие ученого мира.

Внутренние силы не могут ничего изменить, нужно внешнее воздействие. Сейчас наука развивается по единственной схеме: вуз, аспирантура, диссертация. Весь этот путь для человека связан со сдачей экзаменов. И на каждом экзамене нужно отвечать так, как того ждут экзаменаторы. Иначе не стать ученым. Ученый привыкает к научному абсурду и продолжает его тиражировать,

«Начнем с истории изучения света, - пишет Фейнман. - Сначала предполагалось, что свет очень похож на дождь из частиц, или корпускул, летящих как пули, выпущенные из ружья. Однако последующие исследования показали, что такое представление неверно и на самом деле свет ведет себя как волны, например, как морские волны. Затем, уже в XX веке, после дополнительных исследований, вновь стало казаться, что в очень многих случаях свет ведет себя как поток частиц... И чем дальше шло время, тем более и более неясным становилось, как же они ведут себя - как корпускулы или как волны, Все выглядело то так, то этак».

Фейнман, как и многие физики, плохо знает историю. Сначала Гюйгенс, опираясь на эфирную физику, выдвинул волновую гипотезу света, потом Ньютон - корпускулярную, Но в 1818 году Френель снова предложил волновую теорию, С этого и пошла современная теоретическая физика, в которой «...законы физики - множество разрозненных частей и обрывков, плохо сочетающихся друг с другом».

Цитируем дальше. «Все нарастающая путаница была разрешена в 1925 - 1926 гг. открытием точных уравнений квантовой механики...». А почти следом за этим утверждением - другое: «...я смело могу сказать, что квантовой механики никто не понимает». Вот вам и точные уравнения, которых никто не понимает. Приходится поражаться искусству математиков, которые умудряются сочинять уравнения, не понимая сути дела.

И снова Б. Черкун: «Многие основоположники новых направлений в науке - также люди, не имевшие высшего образования вообще или имевшие таковое в другой области. Циолковский из-за глухоты не мог посещать даже начальную школу. Всего достиг путем самообразования. Не странно ли: в мире мириады «дипломированных специалистов», а теорию космических полетов разрабатывает самоучка. Более того, аттестованные мудрецы не признали учение Циолковского - не сумели осмыслить уже готовое. Зато горазды были высмеивать его...

И если обратимся к фундаментальным научным открытиям, сделанным за всю историю человечества, то подавляющее большинство из них сделано самоучками, И это при условии, что число самоучек, ничтожно мало по сравнение с числом тех, кто имел в соответствующих областях науки официальное высшее образование. Так что КПД самоучки... на несколько порядков выше, чем КПД специалиста получившего традиционное образование. Так что не гениальный ум, а жгучий интерес делает открытия. И если не все поголовно индивидуумы рода человеческого открывают законы природы, то только потому, что большинство из нас в отношении окружающего мира проявляет лишь праздное любопытство, и только единицы оказываются счастливой (счастливой ли?) жертвой любопытства жгучего».

 

Академики тормозят прогресс науки

Среднестатистический налогоплательщик не может поверить, что наша Академия наук объективно работает против развития науки. Это достигается жесточайшей цензурой (запрещенной Конституцией РФ). Для публикации научной статьи требуется акт экспертизы того научного предприятия, в котором работа производилась. Но и тогда нет гарантии, что статья будет опубликована. Публикуется только то, что соответствует современному научному уровню. (Редактор ЖЭТ Ф. Янкелевич десятки лет пишет, что статья не может быть опубликована, так как не соответствует...) Понятно возмущение Григория Перельмана, который оказался от международной премии, присужденной ему за доказательство теоремы Пуанкаре. Я догадываюсь, что он не мог получить акта экспертизы в математическом институте им. Стеклова, где он работал. Ему могли предлагать соавторство, если понимали значение его открытия. Но скорее всего просто не понимали и смеялись над ним. Не имея акта экспертизы, он не мог опубликовать своё открытие в научном журнале. Но публикация в Интернете пока обходится без цензуры.

 

Антропологи утверждают, что мозг человека за последние пятьдесят тысяч лет практически не изменился. Но почему же бурное развитие науки и техники происходит только в последние триста-четыреста лет? Причиной тому является изобретение книгопечатания, сделавшее возможным широкое обсуждение научных идей во времени и пространстве. Сначала такое обсуждение через публикацию в книге происходило довольно медленно. Для ускорения этого процесса в середине 18 века в Париже и Лондоне появились научные журналы.

В нашей же стране возможность публикации книг появилась только в 1988 году. Научные же журналы до сих пор недоступны для широкого обсуждения научных идей. Ученые «тупицы» (выражение А. Чехова из «Скучной истории») не пропускают ничего нового, ничего спорного. Есть в Челябинске доктор ф.м.н. Н. Кундикова, которая награждена медалью Галилео Галилея. Кундикова является по совместительству редактором Журнала Челябинского научного центра. Журнал тоже требует акт экспертизы. Но сама она, зная английский язык, посылает статьи в иностранные журналы. Оттуда пишут, что статья будет опубликована, если автор пришлет, допустим, 40 долларов. Кундикова отвечает журналу, что у неё нет денег, и статью публикуют бесплатно. У нас же нет возможности возразить ученым «тупицам» даже за деньги.

П. КАРАВДИН

ЦЕННОСТИ – ОБЩИЕ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ - РАЗНЫЕ

( Об одном послании)

Очередной президент России (РФ) послал в народ свои личные соображения насчёт общего хода вещей в стране и мире. Точнее, не в народ, а к Федеральному Собранию. Но послание транслировалось на всю страну, следовательно, оно было рассчитано и на «остальной» народ, электорат, так сказать.

Надо признать, что первое послание Медведева значительно отличается от всех посланий Путина системной чёткостью (но не системным мышлением из-за противоречий). Но при этом общих фраз ни о чём в нём тоже хватает.

В чём главное отличие?

Медведев озвучил вещи, «ради которых нужно бороться и побеждать». Это – выстраданные за века наши ценности, общественные идеалы и нравственные принципы. С этим мы полностью согласны и горячо поддерживаем гражданина Медведева.

Какие это ценности, по мнению гражданина Медведева?

По порядку озвучивания:

  • Справедливость
  • Свобода
  • Жизнь человека
  • Семейные традиции
  • Патриотизм

И с этим мы согласны и поддерживаем гражданина Медведева! Разве что немного переставили бы ценности, кроме первой, по приоритетам. Но это – уже детали. А то, что СПРАВЕДЛИВОСТЬ стоит на первом месте не только у Медведева, у меня, у моего народа, у любого народа мира – это совершенно бесспорно. Великий, прямой, честный и справедливый Че Гевара говорил молодёжи: «,,Главное, вы всегда должны быть способны почувствовать любую несправедливость…». Только при этой постоянной способности и можно построить справедливое общество.

Как говорится, классика жанра.

Повторю, это – главное и самое существенное в послании гражданина Медведева, находящегося в данный момент в статусе главы государства российского. Ни один руководитель столь высокого уровня за последние 18-20 лет не обозначал ценности народа так чётко.

А вот когда, называя ценности, гражданин Медведев даёт им краткие определения, возникают весьма серьёзные и принципиальные вопросы. Медведев дал краткие, и даже куцые, на мой субъективный взгляд, определения ценностей в своём понимании, как гражданина РФ.

И если с озвученными ценностями все согласны, то в их определениях неизбежны разногласия.

То есть граждане России, чтобы принять эти ценности должны подавляющим большинством голосов принять определения этих ценностей. Только тогда, когда мы под словом понимаем и принимаем одно и тоже (имеем «общее представление» - по Медведеву), то становимся «единым народом» (Медведев).

Иными словами, Медведев – как гражданин – имеет право озвучить не только ценности, но и определения, выражая своё личное мнение. Но как Президент страны этого права не имеет, особенно это касается определений.

Вот в этом-то и закорючка!

Действительно, возьмём самую главную ценность - слово СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Разные люди понимают его по-разному, то есть дадут ему разные определения. Олигарх и безработный, Чубайс и Квачков, сельский механизатор и биржевой спекулянт, воюющий в горячей точке солдат и тусующийся «мажор» в Москве понимают под этим словом разное до противоположного.

Так как же быть в таком случае?

Необходимо определить мнение большинства народа. Только тогда, когда народ дал определение ценности, она становится не только средством единения нации, но и первоисточником законов. Депутаты Госдумы, как и все граждане, имеют свои определения ценностей. Илюхин и Грызлов наверняка имеют весьма разные понятия о справедливости. Зюганов и Жириновский (у которого ценности меняются, как у флюгера) – тоже. Но Госдума в целом не обнародовала в записанном виде Кодекс ценностей, принятый и одобренный всем народом; никто в Госдуме даже не пытался придти к единству этих понятий. А надо бы делать это в самом начале.

В этом – основной исток прямого народовластия - истинной демократии - а не представительной в западном примитивном и ложном понимании.

Почему я называю Медведева почётным словом гражданин? Потому что он – действительно гражданин большой страны – России. И ещё потому, что определения в его изложении – его личное, как гражданина, мнение.

Сейчас много говорят и пишут о технологиях манипулирования сознанием и поведением широких масс народа. Практический пример с ценностями и их определениями в послании Медведева – факт очень простой, но весьма эффективной манипуляции. Громко и с пафосом назвать ценности (которых никто не отрицает), делая при этом вид, что всем понятно, что под ними подразумевается. И замять куцей фразой главное – определение, которое господствует в народе.

Основа народовластия очень давно определена не только у русского, но и у многих других народов. Если коротко – это главенство мнения общины, собора, сходки, мира, совета. Как кому ближе и понятней. Полтора тысячелетия назад сказано:

«И пусть среди вас будет община, призывающая к добру, приказывающая одобренное и удерживающая от неодобряемого!»

Кто может возразить против этой краткой и удивительно ёмкой формулировки народовластия?!

Тупиковый путь западной буржуазной представительной демократии становится всё понятней народу. Игры в выборы, «улучшения» демократических процедур не меняющие существа, предложенные, в частности, и в послании Медведева, не нравятся уже большинству народа России.

Прямое народовластие в нашей стране и во всём мире надвигается с неизбежностью утра завтрашнего дня. В этом смысле советская власть во все своей полноте и независимости обязательно придёт! Но не сама по себе, а как ценность, ради которой «нужно бороться и побеждать» (Медведев).ИЗРАМИСТ

P.S.

Есть вечные технические изобретения. Например, колесо. Автор этого изобретения неизвестен. Значит автор – народ.

Есть вечное социальное изобретение народа – община, совет. Ничего лучше для справедливого управления человечество не придумало. И не придумает, ибо проверено тысячелетиями.

Всё иное – от лукавого.

Наш канал на Youtube