"Трезвость - здравая рассудительность, свобода от иллюзий и самообмана" - народная мудрость

КИРИЛЛ 5

"Не в силе Бог, а в Правде"

 

Мысли по поводу выступления митрополита Кирилла

на Х Всемирном Русском Народном Соборе

"Права человека и нравственная ответственность"

 

Глава 5

 

Государство "богоборческое" и "не-"

 

"Богоборствовать – быть безбожником, восставать против Бога;

богоборный, безбожный, богопротивный"

"Толковый словарь живого великорусского языка"

В.И. Даль

                                                                                                 "РусскаяПравославная Церковьи другие

                                                                                                    религиозные общины стран Восточной

                                                                                                   Европы освободились от оков безбожия"

                                                                                                     Митрополит Кирилл, член Св. Синода - 2006г.

                                                                                               "И не печаль церкви, а радость ее в том,                              

                                                                                       что власть светская, предержащая, проводит в жизнь многие из тех нравственных начал,

                                                                                                                      которые она (церковь) всегда проповедовала и проповедует"

                                                 Патриарх Алексий I1955г.

              

     Мы уже убедились в предыдущих главах, что когда РПЦ устами своих иерархов, определениями Синода и т.д. сегодня заявляет "богоборческое государство", это совершенно не означает "небогоугодное" и, по их же мнению, не так уж и плохо с точки зрения условий жизни народа.

   По правде говоря, я вообще не понимаю, смысл такого определения в отношении государства в целом – с внешним врагом, внутренним – другое дело, но – с Богом, Творцом, Всевышним, Всемогущим, Вседержителем,…? Это как? С учением, идеей – так только на уровне "ученых" диспутов. А вот со сторонниками и проповедниками какого-либо "учения", структурами, движениями, которые не чтят законы государства, агитируют или, не дай бог, действуют против него, "баламутят" народ – совсем другое дело. Но это уже будет борьба с нарушителями Закона, с антигосударственными деяниями, а не с учением.                                      

       Как в любом нормальном государстве.

Проблема "Бог и Человек" – проблема Церкви, но не Государства.

   Вспомним слова патриарха Тихона:"судьбы народов от господа устрояются, и принять все происшедшее как выражение Воли Божией" И призывает "всех возлюбленных чад Богохранимой Церкви Российской в сие ответственное время строительства общего благосостояния народа слиться с нами в горячей молитве ко Всевышнему о ниспослании помощи Рабоче - Крестьянской власти в ее трудах для общенародного блага"

     Может он что-то не то сказал? Их ведь не разберёшь: сегодня одно, завтра – другое.

Императрица Екатерина II (урожденная принцесса Ангальт-Цербская, лютеранка, принявшая православие перед тем как стать императрицей), не русская по происхождению, в 1764 году напомнила духовенству: "Существенная ваша обязанность состоит в управлении церквами, в совершении таинств, в проповедании слова божия, в защищении веры, в молитвах и воздержании" ("Православие" стр.89, М.1974 г.)

     Всегда на Руси и в России за пределами этих функций стояло и стоит Государство. Очень чётко этот подход был закреплен и в декрете Советского правительства в 1918 году "Об отделении церкви от государства и школы от церкви".

     Да и судить (оценивать) Государство потому только, насколько его действия соответствуют представлениям или желаниям той или иной группы или организации, движения, структуры, в нашем случае РПЦ - совершенно недостаточно. Что делает Государство для народа в целом, ГРАЖДАН, их сбережения, развития, насколько гармоничны отношения Власти и Народа, насколько Власть является выразителем чаяний Народа – вот основа для оценки Власти, Государства. Интересы народа – и всё!

   Народ, организация его жизни, насколько соответствуют она его, народа, представлениям - вот по отношению к кому и к чему должно оцениваться Государство, Власть и иные образования, провозглашающие своё о нем заботу (попечительство) В конце концов, любое государство образовывалось не ради борьбы с Богом, или подчинения Ему. Действовали два фактора: интересы Власти и, редко, народа.

   В октябре 1917 года революция свершилась под лозунгами "Власть Советам! Фабрики рабочим! Землю крестьянам! Мир народам!", а не "Долой Бога!"

   Чем плохо с точки зрения Церкви, заповедей? Власть - народу, ему же и землю и орудия труда, народам мир – или это не по-божески? Но сначала именно так оно и воспринималось РПЦ и теми, у кого была Власть, земля, фабрики… Надо иметь в виду, что в 1857 году из общего числа около 109 млн. десятин земли у частных владельцев, императорская семья владела около 7 млн. У одной фамилии было больше земли, чем у полумиллиона крестьянских семей. Церкви и монастыри владели около 6 млн. десятин земли. Между прочим, с крестьянами-батраками и их семьями.

   Из литературы о сберегательных кассах известно, что за 80-е годы и начало 90-х всего быстрее шло возрастание вкладов в голодные годы, 1891 и 1892.

Только в сберегательных государственных кассах, т.е. в виде мелких вкладов, у духовенства имелось 46 млн. рублей! Крупные же состояния духовенства, конечно, хранились в центральных государственных и частных банках

...Данные эти относятся к владельцам почти 3 млн.(2942 тыс.) книжек с суммой вкладов в 545 млн. руб. Самые крупные вкладчики - духовенство: 46 млн. р. на 137 тыс. книжек, т.е. по 333 руб. на книжку… Затем - землевладельцы:...по 268 руб. на книжку“     (Из экономической жизни России - т.6. стр.282-283)

    Плюс ко всему и государство подпитывало.

Согласно "Всеподданнейшему отчету обер-прокурора святейшего синода Константина Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1899 год" из общей суммы доходов РПЦ в размере 52 439 606 руб. "из государственного казначейства по финансовой смете святейшего синода было выдано………. 21 199 144 руб."

   К 1917 году эти цифры вряд ли уменьшились. Так что Русской Православной Церкви (РПЦ) в октябре 1917 г. было чего терять и за что бороться. Конечно не под лозунгом "Не троньте нашу собственность и источники доходов!"

   И первые воззвания первого "советского" патриарха, Тихона (Белавина) были, естественно, против новой власти. "Советского", хотя патриаршество было восстановлено именно при большевиках в 1918 году. А 200 лет, при Романовых, РПЦ не имела Патриарха! "Помазанник божий" император Петр Алексеевич своим Указом ликвидировал патриаршество и вместо него 14 февраля 1721 года торжественно открыл Святейший Синод. Как отмечает "Энциклопедический словарь" Брокгауза и Эфрона, (1900 г.) "Соборное правительство " было признано со стороны монарха наилучшим установлением для всестороннего заведывания церковью" Вот и гадай: то ли Десница Божия, то ли императорская? Скорее всего, всё же императорская.     Во главе этого "соборного правительства" император, "Власть", назначала обер-прокурора, который в соответствии с инструкцией от 1722 года "должен быть органом государственного надзора в СВ. Синоде, "оком царёвым и стряпчим дел государственных" И кто же "заведывал", считай командовал, РПЦ? Первыми обер-прокурорами были полковник И.В. Болтин (1721-1725 г.г.); гвардии капитан А. Баскаков (1725 - 1726); от армии капитан Р. Раевский (1726 г.)... Чувствуете отношения монархической власти и Церкви. (Более подробно см. мою брошюру "Русская идея и "Православие, самодержавие, народность") И что же Церковь? Да ничего.

   Вот что пишет журнал "МИР БОЖИЙ" N1(3), 1998 г. (издается по благословению Его Святейшества Патриарха Алексия II): "В 1906 году Громогласов публикует в "Московском еженедельнике" (N5) статью "Наше общественно-политическое обновление и современные задачи церкви", которая ясно показывает, какие, прямо скажем, революционные настроения вызывало бесправное положение Церкви и недостатки ее внутренней жизни у передовых церковных деятелей того времени. В частности, автор пишет, что "…и среди лиц, не утративших связей с Церковью, чувство тревоги за будущее нередко берет вес над уверенностью в способности официальных руководителей нашей церковной жизни удержаться на желаемой высоте… что Церковь в лице своей правящей иерархии… не осмелилась поднять своего протестующего голоса даже и тогда, когда самодержавие в лице Петра I посягнуло на её внутренний строй" (стр.41)

     В 1918 году, при большевиках, Церковь была отделена от государства (советского)

И в 1931 году Смиренный Сергий, Божиею милостию Митрополит Нижегородский Заместитель Патриаршего Местоблюстителя" в своемпослании "Преосвященным архипастырям, пастырям
и всем верным чадам Православной Российской Церкви" "Сейчас в стране Советов мы имеем полную возможностьсть исповедывать нашу православную веру и хранить ее во всей чистоте"

(ЖМП N5, 1931г.)

В 1985 г. член Синода митрополит Алексий (Ридигер) в своём письме от на имя М. Горбачева, т.е. Власти, в 1985 году (при живом в то время Патриархе и в обход Св. Синода - !?) писал от своего имени: "… я убежден, что в настоящее время, незыблемо соблюдая принцип отделения церкви от государства, существует гораздо больше основания для плодотворного сотрудничества между ними"  Запомните эти слова будущего патриарха . И, кстати, нигде в письме ни слова о "богоборчестве", совсем наоборот – осуждает позицию РПЦ в 1918 году в отношении Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви. Недвусмысленно подтвердил гармонию в отношениях РПЦ и Власти, как и в обращении Патриарха и Св. Синода по поводу юбилея Великой Октябрьской Революции:

   "Пятидесятилетняя история послереволюционного периода жизни нашего Государства и общества убедительно показывает, что в “совершившемся у нас, как везде и всегда, действует та же Десница Божия, неуклонно ведущая каждый народ к предназначенной ему цели“

   И далее призыв к общей усердной молитве "всех верных чад Святой Русской Православной Церкви о богохранимой стране нашей, о народах и властях еео ниспослании благословения Божия на труд и на всякое усилие, направленное к созиданию общественной жизни на началах правды и человеколюбия, об умножении в сердцах человеческих любви к ближним…"

     Поразительно, но и сам митрополит Кирилл в своем выступлении на Соборе в 2006 году подтверждает это: "Однако неправда, что у современного человека есть "спрос" только на порок. Он ищет счастья, мир, настоящую любовь и другие добродетели. Поразительно, но сегодня большим спросом пользуются старые советские фильмы… в которых поднимаются серьёзные вопросы бытия"

   Вот так то. Это была государственная политика в СССР. Кино – элемент, составная часть культурной сферы бытия человека, часть культурной же политики Государства, Власти.

   Но вот про ту же Власть, та же Церковь, но уже при другой Власти патриарх Алексий II в 1994 году на Архиерейском соборе заявляет: "Всё, что происходит сейчас с Церковью и народом, мы должны воспринять как промыслительный Божий призыв: "Отложить прежний образ жизни, обновиться духом ума вашего, облечься в нового человека" (Еф.4, 22-25)" ("Архиерейский собор…")

   Сегодня – о той же стране (т.е. и власти), как богоборческой, как о годах лихолетья…

"Отложить" - надо понимать отказаться от прежнего образа жизни, от прежнего божественного Промысла (не слабо - !). Отказаться от того периода, "советского", когда не было всей той мерзопакости, о которой с таким постоянством говорят ныне Патриархи и митрополиты описывая сегодняшнее государство. Одновременно указывая на возрождение Церкви, "свободу", рост числа храмов и приходов, "подпитку" РПЦ ещё и материально и т.д.

     Выходит, что всё это связано и взаимозависимо: с одной стороны – рост числа храмов, "возрождение" Церкви, рост ее доходов и доли участия в политической жизни страны, и с другой стороны - развал государства, снижение жизненного уровня и общая деградация населения…

   И, в результате получается, что даже по оценке самой Церкви, "богоборческое" государство нельзя отождествлять с антинародным, действующим против народа.

   С одной стороны Промысел Божий, его Десница, с другой, противоположной – опять же Он, но всё с обратным знаком! Чего православному делать?

     И вообще непонятно, с какой целью РПЦ выступает с оценкой Государства, Власти. Правда, как мы видели, с учетом одной закономерности: всегда положительно – нынешнюю и отрицательно – прошлую. В любом случае Она, в лице Патриархов, митрополитов и т.д. – "человеков" - осмеливается оценивать действия "Десницы Божией", Бога!  Ни больше, ни меньше.

   Итак, остановимся и подведём некоторые предварительные итоги.

Рассмотрим треугольник: Государство – Церковь (РПЦ) – Народ.

   1 Народ – первооснова, без него не мыслимы ни Государство, ни Церковь.

   2. Государство – форма организации Народа, способ существования Народа как Целое, вне зависимости от различия отдельных его частей по тем или иным признакам, в т.ч. национальным и мировоззренческим, религиозным. Гармония Народа и Власти над ним, Государства, обеспечивается тогда и постольку, когда и поскольку, характер и природа Власти соответствуют представлениям Народа об организации его жизни в целом.

   3. Церковь, РПЦ.

   С момента "христианизации" Руси, Церковь всегда шла за Властью. Да и сама "христианизация" осуществлялась именно Властью (князь Владимир и последующие), по ее инициативе и ее усилиями – с применением "административного ресурса" и разгромом истинно народной, русской языческой культуры. Последнее, определяющее, слово в организации церковной жизни всегда было за Властью (подробнее см. "Русская идея и "Православие, самодержавие, народность" А.В. Родионов) Условия жизни народа – социальная сфера бытия - определяются законами, Государством, но не Заповедями.

     Ссылки на "промысл Божий" или утверждение, что "везде и всегда, действует та же Десница Божия, неуклонно ведущая каждый народ к предназначенной ему цели“ вообще исключают, не допускают, запрещают Церкви оценивать деятельность любой Власти, тем более от имени Народа.

         Такое поведение РПЦ не только и не столько проявление "эгоизма православия", сколько…

В общем "Чья бы корова мычала, а твоя молчала"

"Правдою жить, палат каменных не нажить" (Русская народная пословица)

("Толковый словарь живого великорусского языка" В.И. Даль)

Войдите чтобы оставлять коментарии

Наш канал на Youtube


Материалы Трезво о Политике