"Трезвость - здравая рассудительность, свобода от иллюзий и самообмана" - народная мудрость

Зависимости высшего порядка

Да, мы в ТД знаем, что нетрезвость – это зависимость, а трезвость – это свобода.

И суть великого открытия Шичко по зависимости сводится к врождённым инстинктам и условным рефлексам, которые вырабатываются в процессе жизни человека. Если первые являются однозначно жизненно необходимыми и природно обусловленными, то вторые делятся на созидательные м разрушительные, то есть, антиприродные. К этим разрушительным и антиприродным и относятся зависимости от наркотиков, от химических ядов.

Реакция иммунной системы организма, защищающей невежественного человека от систематических отравлений, вырабатывает противоестественную потребность в самоотравлении. Всё это знает любой преподаватель метода Шичко. Они также знают, что зависимость состоит из физиологической и психологической, причём более сильной является последняя. Программа зависимости награждает зависимого противоестественным удовольствием, что является трудностью в освобождении от зависимости.

Метод Шичко прекрасен тем, что при его помощи можно освободиться и от других патологических для здоровья и личности зависимостей: переедания, компьютерной, ругаться матом, игроманий и т.п.

Но есть ещё две зависимости, о которых практически не говорят и даже не считают их зависимостями. И эти две зависимости для человечества, пожалуй, важнее всех остальных.

Это зависимость от власти и зависимость от денег.

Как и любая патологическая зависимость эти – разрушительны не только для личности, но - особенно - для общества. Именно эти две зависимости определяют систему государственного строя и весь мировой порядок, существующий ныне на Земле. И чаще всего у власть имущих эти зависимости работают в тандеме. Встречаются они и с явным преобладанием какой-то одной. Если подумать, то многие из нас вспомнят таких людей: один готов и зарплату получать меньше, лишь бы быть начальником; другой чихать хотел на высокие должности, лишь бы денег побольше. Мне пришлось встречать в жизни и тех, и других.

Но, повторю, опаснее всего для общества, когда они – в тандеме.

Разберём зависимость от власти

Она также возникает в раннем возрасте, чаще – в подростковом. Склонность к лидерству у разных людей разная. Склонный к лидерству подросток, каким-либо образом добившийся подчинения группы своих сверстников, получает сильное удовлетворение, даже наслаждение от этого. Несколько повторений такого состояния, – и условный рефлекс вырабатывается.

Известный актёр О. Ефремов юном возрасте был лидером среди хулиганствующих подростков, и как сам признавался, мог бы продолжить свою жизнь по криминальной дорожке. Но судьба сложилась по-другому. А зависимость от власти осталась. Он и стал очень властным театральным руководителем; его цель была – стать главным режиссёром знаменитого МХАТа, чего он и добился не без конфликта со своими коллегами (в частности, с Дорониной). И добиваясь своей цели, надо прямо сказать, не всегда следовал высоким нравственным нормам и являлся примером для своих подчинённых. Так он строго запретил появляться на репетициях актёрам в алкогольном опьянении, хотя сам редко когда «просыхал», даже к министру культуры приходил в хорошем подпитии.

Своё кредо он выразил словами: «Власть слаще бабы!»

Этот пример сравнительно низкого уровня. А что говорить об уровне министров, президентов?! Примеров в истории предостаточно. Почти никто с этого уровня, подсевший на зависимость от власти, добровольно не уходит. С годами зависимость усиливается, благодаря, окружающей свите и холуйствующих подчинённых.

За редким исключением, человек с такой зависимостью перерождается как личность, начинает верить в свою непогрешимость и превосходство над другими. И это сказывается на жизни и судьбах десятков миллионов людей далеко не лучшим образом.

Признание этого явления патологией, разрушающей личность зависимостью, откроет нам пути средства преодоления этого. Но пока общество в целом не готово признать это явление приобретённой зависимостью. Исторически это явление просматривается далеко в прошлое. Но были времена, когда зависимость от власти не была так сильно развита, вплоть до полного отсутствия. Этому есть примеры, хотя бы в повести Гоголя «Тарас Бульба», когда выбранный казаками атаман явно не хотел власти, ибо нёс конкретную ответственность за неё.

Такая «профилактика» властной зависимости возможна лишь при прямом народовластии, когда народ имеет реальную возможность снять человека в любое время с любой должности и наказать за плохое управление вполне конкретно и жёстко. В таких системах во власть не рвутся.

Сейчас самое важное для нас понять, что зависимость от власти почти не зависит от человека. Даже идущий во власть с благими намерениями, попав в нее, неизбежно перерождается, вплоть до смены своего мировоззрения и подмены цели. Л. Толстой выразил эту мысль образно, сравнив Госдуму того времени с корзиной гнилых яблок, попавшее в которую здоровое яблоко неизбежно загнивает.

Не зря я сказал «почти», ибо есть редчайшие исключения. Человек, имеющий чётко осознанные принципы, обладающий негнущимся нравственным стержнем, попадая в безнравственную систему власти, или уходит из неё, или погибает (в худшем случае) физически.

Краткие выводы:

  1. Человек, имеющий определённые задатки, неоднократно получающий наслаждение от власти, становится зависимым от власти.
  2. Зависимость от власти, как правило, меняет личность человека, его мировоззрение и его изначальные цели, подменяя их с созидательных на разрушительные.

 

Проанализируем зависимость от денег.

Логично было бы сказать – зависимость от всего материального, но так как в современном обществе всё материальное и так же извращённые удовольствия и излишества связаны с деньгами, то будем называть эту зависимость сокращённо и условно – деньгизм.

И здесь – также полная аналогия с зависимостью от табака и алкоголя: склонность в раннем возрасте, получаемое удовлетворение, затем – удовольствие, потом потребность в ещё большем удовольствии; и устойчивая зависимость на психологическом уровне. Всё – по схеме приобретения условного рефлекса. А в результате – изменение личности со сменой созидательных ценностей на разрушительные на внутреннем, не оглашаемом уровне. И конечно же, - подмена целей. Но так как обществом такие ценности и цели всё-таки осуждаются, страдающие деньгизмом их никогда не оглашают, даже наоборот – стараются показать, что придерживаются общепринятых морально-нравственных норм. Но при этом всегда стремятся скрыть размер своих доходов от общественности, ибо, как личность, понимают несправедливость их. Но, как люди зависимые, продолжают обогащаться самыми нечестными способами, а часто – и с преступными.

Налицо – конфликт личности с программой зависимости; всё в соответствии с классическим курсом Шичко!

Вряд ли я бы решился писать об этой зависимости, если бы не было личных наблюдений страдающих деньгизмом. Случаев этих было не два, которые здесь приведу, а больше в течение всей жизни, включая и то время, когда не был трезвенником. Но только став сознательным трезвенником, то есть, приобретя необходимые знания (иначе говоря, ликвидировав свою трезвенную безграмотность) я смог проанализировать, сделать выводы и познать столь опасные для общества зависимости как от власти и от денег.

Так уж получилось, что дважды в жизни я сталкивался достаточно близко с двумя миллионерами (не рублёвыми, конечно). Первый случай в «лихих» 90-х, когда материально-денежная лихорадка охватила значительную часть общества, имущество бывшего СССР растаскивали с импульсивной энергией мародёров; внезапно возникали богачи – «новые русские», а большинство же беднело до невозможности.

Один мой хороший знакомый помогал мне в моём новом деле – фермерстве. Занимал он тогда довольно высокую должность в мясомолочном ведомстве России. Пригласил он меня к одному новоиспечённому предпринимателю-бизнесмену, который в Советское время ни сном ни духом не представлял себя бизнесменом.

По дороге от метро до офиса знакомый рассказал предысторию миллионера. После падения СССР доктор физико-математических наук оказался, как и многие тогда, не у дел. Чтобы как-то выжить занялся вместе с женой операциями на товарных биржах, коих в ту пору развелось множество. Одна, вторая, третья – успешные операции обогатили их неожиданно и неслыханно. Человек снял офис, нанял несколько работников и занялся с широким размахом делом, которое в Советское время называлось спекуляция. Новая страсть, которую уже можно назвать – деньгизм, овладела бывшим учёным всецело; условный рефлекс на фоне высокого эмоционального подъёма вырабатывается очень быстро – 2, 3 повторения было достаточно. Миллионер стал круглосуточно жить в офисе, чтобы быстро реагировать на факсы и телефон (компьютеров и мобильной связи тогда ещё не было). Немного позже к нему в офис переехала и жена: налицо – наведённая созависимость.

Подходя к офису, мой знакомый предупредил: смотри, как он среагирует на мою хорошую для него новость, он нам даже чаю от радости не предложит.

В богато, по тем временам, обставленном офисе меня познакомили с человеком лет 45-50-ти со взглядом, обращённым куда-то внутрь себя. Через небольшую паузу заговорили о деле; мой знакомый поговорил с кем-то по телефону, и бизнесмену привалило счастье получить вагон сгущённого молока за треть цены. Он стал молча ходить из угла в угол по помещению, не замечая никого вокруг. Взглянув в его лицо, я был поражён его выражением: лихорадочно блестящие глаза смотрели куда-то сквозь пространство. В таких случаях говорят: человек не в себе. И, конечно же, моему знакомому пришлось напоминать ему угостить нас чаем.

Это состояние эйфорийной прострации припомнилось мне, когда преподавая в Школе Трезвости по методу Шичко, я стал изучать различные зависимости, о которых мне сообщали слушатели.

По ТВ как-то прошла передача, в которой разные люди отвечали на вопрос: как бы вы потратили случайно выигранный миллион? Обычные люди отвечали вполне здраво: помог бы маме, брату, детям, приобрёл бы мебель, холодильник, купил бы жильё и т.п. На тот же вопрос молодой миллионер ответил не колеблясь: вложил бы в очень выгодные акции, чтобы приумножить капитал. Деньги ради денег! Для миллионера мало радости от приобретения квартиры, мебели, а помощи кому-то вообще не думает. Но приумножение капитала ему доставляет огромное наслаждение!

Обычно нормальные люди удивляются миллионерам: зачем им ещё, ведь не только себя обеспечил на всю жизнь, но и детей, и внуков… Ответ даёт признание деньгизма патологической зависимостью: извращённое удовольствие от ещё большего приобретения изменяет личность и, как следствие – ценности и цели. Патология зависимых от денег лучше всего выражается в их золотых унитазах и прочих душевных отклонениях.

И практически любой человек может приобрести такую зависимость. Точно так же, как и любой человек может стать курильщиком или алкоголиком при соответствующих обстоятельствах. Но при одном условии: если не имеет ясно осознанных и устойчивых нравственных принципов! Другими словами, необходимых усвоенных знаний о вреде патологических зависимостей.

С другим миллионером мне пришлось общаться около 2-х лет.

Этот человек довольно интересен. Не знаю, каким образом он разбогател, но своими руками он много чего умел. Интересовался многим в жизни: не только техническими вопросами, но и научными, мировоззренческими, социальными. Помогал материально некоторым интересным ему писателям, проводил у себя в усадьбе различные семинары, встречи, праздники, распространял разнообразную информацию, как в печатном виде, так и в электронном. Горел желанием построить поселение в экологическом месте….

Казалось бы, деньги для него существуют не как цель, а как средство достижения благородных целей. И так оно всё и выглядело до поры, до времени, хотя меня кое-какие детали его поведения настораживали.

Захваченный идеей создания экологической общины, он предпринял ряд решительных шагов на пути к этому. При его активном участии инициативной группой, куда был включён и я, были разработан ряд нормативных документов для будущего поселения, основанных на морально-нравственных принципах; в них было заложено коллективное советное самоуправление, исключался диктат одной личности и т.п. Другими словами, этого человека можно считать исключением из числа обычных богачей.

Но вот дело коснулось практических действий. Инициативная группа во главе с миллионером выехала на место будущего поселения. Землю для этого, конечно же, приобрёл он; её через некоторое время по общему решению должно было передать в собственность всего коллектива. И вот здесь начала проявляться зависимость…. Этот человек никак не смог её преодолеть. Он перестал подчиняться общим правилам, под разными предлогами тянул с передачей земли. К тому же, увидев в районе выгодную (лично для него) сделку с недвижимостью и землёй, стал всё это приобретать, игнорируя мнение коллектива.

В итоге интересной инициативе не суждено было сбыться; группа распалась, люди вскоре разъехались. А миллионер уже несколько лет продолжает скупать то, что считает выгодным для себя, а попытки создать поселение с другими людьми не получались по той же причине.

Важно отметить, что по этому человеку было видно, что как личность он уступил своей программе зависимости. Этот конфликт личности с программой был ярко заметен по перепаду его настроений.

Выше изложенные примеры красноречиво говорят о важности понимания таких, пока не признанных, зависимостей как зависимость от власти и зависимость от денег (богатства). И эти зависимости может приобрести любой обычный человек, часто в общении и в быту приятный и интересный, умный и справедливый в той среде, из которой вышел.

Но приобретая зависимость от власти и\или денег, человек неизбежно перерождается, под воздействием программы зависимости меняется его личность, убеждения, мировоззрение, ценности и цели.

И это происходит со всеми. Почти.

Но как с этим бороться, если это правило с редким исключением? Что делать людям, обществу, чтобы власть и богатство не развращала? На чём строить совершенное справедливое общество?

Вот здесь следует рассмотреть те самые исключения, о которых неоднократно упоминалось.

К исключениям относятся только те люди, которые имеют устойчивые нравственные принципы и строго их придерживаются, никогда, ни при каких обстоятельствах, не идя на компромиссы со своей совестью.

А отсюда следует:

  • Не допускать власти без конкретной ответственности, обеспечить возможность народу в любой момент сменить любого государственного лидера. А это есть ПРЯМОЕ НАРОДОВЛАСТИЕ.
  • Не допускать богатства одних и бедности и нищеты других, при этом обеспечивая необходимый достаток всем гражданам страны.
  • Выше всех законов, издаваемых на государственном уровне, ставить морально-нравственные нормы, официально изложив их в виде ценностей нашего общества.

Необходимое примечание:

В конституции РФ заложено, что источником власти является народ, и что высшим проявлением этого является референдум. Ни одного референдума ни по каким вопросам в РФ не было проведено.

Когда в СССР побывал известный всему миру Че Гевара, то со свойственной ему прямотой и честностью он высказался так: «В СССР власть никак не отвечает перед народом; реставрация капитализма там неизбежна!» Как в воду глядел….

А сейчас под уголовным преследованием находится Юрий Мухин, который серьёзно поднял вопрос об ответственности власти: он создал «Армию воли народа», которая подготавливала референдум о внесении в конституцию РФ статьи об ответственности Президента РФ и депутатов Госдумы и собирала подписи за проведение референдума. Как только количество подписей стало приближаться к необходимому, Мухина арестовали.

Наш канал на Youtube