"Трезвость - здравая рассудительность, свобода от иллюзий и самообмана" - народная мудрость

Общие материалы

НАШ СТАЛИН

   Одни хотят легко во власть попасть,
     Другие проникают осторожно…
     А он над ними и поныне — власть,
     Поскольку это — власть по воле Божьей.

     Не почитал кумиром он Тельца,
     Не пачкал уст лобзаньем рук мамоне,
     За что народ и видел в нём отца,
     А не временщика на Русском троне.     

     Земли святой ни пяди не сдавал
     Ни другу, ни врагу и ни соседу.
     Поэтому "За Сталина!" вставал
     Боец, добывший Родине Победу.     

     …Победа отгремела далеко,
     Ушли солдаты в сомкнутые дали.
     Гробовщики опомнились легко —
     И всё, что было можно, растоптали.

      Забыть о нём хотели бы давно,
     Чем только это имя ни обставив.
     "Как умер Сталин" — даже есть кино.
     Одна неточность: он не умер — Сталин…

Евгений Нефёдов

Кто есть алкоглик?

Этот вопрос я задавал многим и получил самые разнообразные ответы: «Алкоголик – это человек, который валяется на улице», «Алкоголик – это человек, который меняет на водку последнюю рубашку», «Алкоголик – это тот, который допился до чертиков» и т.п. Даже большинство самих алкоголиков, в том числе неоднократно лечившихся, имеют неправильное представление о сущности своего страдания.

Для получения «титула» «алкоголик» совсем не обязательно пропивать – последнее, валяться в канаве или галлюцинировать. Требуется немногое – иметь алкогольные убеждения и потребность в спиртном. Это незаметно само собой приходит к пьющим, тем более часто пьющему. Процесс продвижения человека к алкоголизму или, короче говоря, алкоголизмия, зависит от многого, но главным образом от индивидуальности пьющего. Отдельные люди с серьезными нарушениями психики, по данным В.М.Бехтерева, становятся алкоголиками после рюмки алкоголя, другая группа может пить месяцы, третья – годы, четвертая – десятилетия, а пятой не хватает жизни для завершения алкоголизмии. Однако это не означает, что есть люди, совершенно застрахованные от алкоголизма. Подобно тому, как любой человек может стать морфинистом или курильщиком, любой способен сделаться алкоголиком, если будет определенным образом употреблять спиртное. Наоборот, любой человек может всю жизнь употреблять спиртное и при этом не станет алкоголиком, если будет пить меньше, реже и более слабые «напитки», чем требуется его организму для завершения процесса алкоголизмии. Поскольку же никто не способен заранее установить, какие «напитки» он должен употреблять, в каких дозах и как часто, чтобы не превратиться в алкоголика, то над каждым пьющим висит, как дамоклов меч, опасность приобретения неприятного и тяжелого страдания. Уверенно могут считать себя полностью гарантированными от алкоголизма только трезвенники.

Алкоголизмия начинается с появления первых положительных мыслей о спиртном или с первой благополучно выпитой порции алкоголя. Каждая новая положительная оценка спиртного и его употребления, каждая новая рюмка «алкогольного напитка» приближают человека к алкоголизму. Родители, вызывающие у детей своими рассказами и выпивками, ложные представления о достоинствах «алкогольных напитков» и выгодах их употребления, ставят их на путь алкоголизмии. Угощения детей этими «напитками» ведут их по названному страшному пути. В норме у новичка «алкогольные напитки» вызывают неприятные ощущения, причем нередко тошноту, рвоту или потерю, сознания. Алкогольное насилие над организмом приводит к тому, что он изменяет свое отношение к спиртному. Оно со временем становится более или менее приятным и для опьянения и защитных реакций в виде тошноты, рвоты, потери сознания требуется все большие дозы. Молодые люди, заметив такую перестройку реакций своего организма на спиртное, радуются, полагая, что происходит закаливание организма. В действительности же нужно горевать, поскольку идет процесс разрушения противоалкогольной защиты организма и быстро приближается алкоголизм. С появлением потребности в спиртном завершается алкоголизмия, на смену ей приходит алкоголизм. Винопийца перестает быть бытовым пьяницей, когда он произвольно решал вопрос «Пить или не пить?», он становится вынужденным, несамоуправляемым пьяницей, алкоголиком.

Немного о потребностях. Все потребности делятся на врожденные и приобретенные. Примером первых служит потребность в пище, вторых – потребность в труде. В числе искусственных потребностей имеются положительные, отрицательные и смешанные. К отрицательным относятся потребности в алкоголе, в табаке, в фармакологических наркотиках и т.п. Потребность должна периодически удовлетворяться, если этого нет, то происходит ухудшение самочувствие. Все мы знаем по личному опыту, насколько неприятны голод и жажда. Курильщикам известные неприятные ощущения, появляющиеся при воздержании от курения. Это абстинентные страдания. У алкоголиков они могут быть настолько тяжелыми, что несчастный гибнет или накладывает на себя руки. Возможность смертельного исхода при алкогольной абстиненции отметила такая авторитетная организация, как Подкомитет по изучению алкоголизма при ВОЗ΄е. Интересно следующее: абстинентные переживания легко устраняются удовлетворением соответствующей потребности. Например, стоит алкоголику проглотить небольшую порцию спиртного, как он на некоторое время избавляется от страданий.

Об этом хорошо сказано в одном из четверостиший Омара Хайама:

Бросил пить я. Тоска мою душу сосет.
Всяк дает мне советы, лекарства несет.
Ни одно облегчения мне не приносит -
Только полная чарка Хайама спасет!

Каждый пьющий может сам установить, является ли он алкоголиком. Если неудовлетворение желания выпить вызывает раздражительность, мечты о спиртном, плохое самочувствие, то Вы алкоголик. Также можете считать себя алкоголиком, если не можете сознательно прервать выпивку, если опохмеляетесь, если забываете полностью или частично события, происходящие во время и сразу после пьянки. Не нужно быть специалистом, чтобы выявить алкоголика на производстве. Если работник пьет в запрещенное время и в запрещенных местах, не взирая на предупреждения и наказания, он алкоголик. 

Различают три стадии алкоголизма: первая начинается с появления потребности в спиртном, вторая – с появления необходимости в опохмелении, третья – со снижения переносимости спиртного. Деградация личности начинается при первой стадии, становится резко выраженной при третьей. Человек, допившийся до третьей стадии алкоголизма, пьянеет от малой порции спиртного, порой от 1-2 рюмок водки. Большие дозы вызывают у него сильное отравление с помрачением сознания, причем горемыка падает, где попало и глубоко засыпает.

Потребность в спиртном по мере пьянства все усиливается и все значительнее становится её господствующее положение; она полностью или частично подавляет другие потребности, а также интересы, привязанности, благие цели и намерения. Заметно снижается даже такая жизненноважная потребность, как потребность в пище. Один мой пациент после первых гортоновических сеансов с радостью сообщил о том, что еда теперь стала доставлять ему удовольствие и наслаждение. По его словам, прежде пища ему казалась ватой, которую он насильно заталкивал в рот, чтобы не умереть от голода. Этот же человек рассказал о том, что в пору пьяной жизни его интересовала только выпивка, что он ненавидел работу и студентов, почти не готовился к лекциям, часто перепоручал их или заканчивал преждевременно, чтобы скорее напиться.

Винный спирт вызывает настолько значительное, многостороннее и широкое физическое и психическое уродование организма, что можно говорить об алкогольном мозге, об алкогольном сердце, об алкогольной физиономии, о мышлении алкоголика, о характере алкоголика и т.п. Он разрушающе действует на все органы и ткани, но особенно сильно и в первую очередь на мозг. В этом органе его концентрация почти в два раза превышает концентрацию в крови. Нервные клетки очень чувствительны к алкогольному яду. Каждая выпивка – удар по мозгу, последствия которого не исчезают бесследно. Клетки мозга не выдерживают таких воздействий, уродуются и гибнут. Умершие нервные клетки не воскресают и не замещаются новыми. Изучение мозга скончавшихся алкоголиков показало, что в нем много погибших нервных клеток, которые порой образуют своеобразные кладбища. Конечно, такой изуродованный мозг не может нормально работать. Разговоры о «золотых руках» и «золотой голове» алкоголика – большое преувеличение, один из моих подопечных алкоголиков, занимающей руководящий пост, как-то сказал: «Алкоголики – плохие работники, с ними план не сделаешь, поэтому я стараюсь избавиться от своих и не беру новых».

Алкоголизм дает тяжелые осложнения: белую горячку, хронический галлюциноз, слабоумие, эпилепсию, цирроз печени и т.п. Некоторые осложнения приводят к физической или социальной смерти. Последнее выражается в том, что алкоголик утрачивает способность к сколько-нибудь человеческой жизни, поэтому доживает век в психиатрической больнице. Например, при корсаковском синдроме больной ничего не может запомнить. Способен ли он существовать без специального ухода?

Алкоголик по всем статьям дефективный человек: негодный глава семьи, муж, отец и сын, плохой товарищ, бракодел и лодырь. Чтобы работать, он должен выпить, иначе плохо чувствует себя. А какая работа от подвыпившего? Некоторых одолевают страхи: боятся спать без света, боятся переходить улицу и т.п.

Иногда пишут и говорят: «Алкоголик живет в свое удовольствие». Трагизм положения алкоголика состоит, помимо прочего, в том, что он по существу не знает удовольствий. Тот же Хайям писал о том, что он «несчастен и мерзок себе», каждый день «умирая с похмелья» требует себе полную чашу. Спиртное не доставляет радости алкоголику. Многим вкус его противен, они вынужденно пьют, чтобы предупредить или снять абстинентные страдания. Я мог бы привести много письменных показаний алкоголиков об их мученической жизни. Ограничусь выдержками из двух, математику, скатившемуся до безработного, и инженера.

Математик тяжело переживал свое одиночество и бесперспективность:

«Никогда, никогда выпивка, даже в самой благородной форме, не соединяла людей и не сохраняла их союз! Алкоголь умеет только разъединять людей, может быть иной раз медленно, но всегда верно; превращать их в волков, которые сбиваются в стаю, только движимые желанием животных и неважно в конце-концов, что это за желания, либо найти общего знакомого, имеющего рублевку, или ограбить квартиру...

Сначала я потерял школьных друзей. И действительно, кому нужна пьяная или полупьяная личность, которой всегда нужно только одно – деньги и как можно скорее...

В конце-концов пришла пора, когда я лично убедился в том, что стал алкоголиком. Начался период новых мучений. Пять раз я лежал в психиатрических больницах, искренне желая бросить пить навсегда, однако тяга к «блаженному туману»... не проходила.

Оно и понятно, ведь алкоголизм – одна из разновидностей наркомании. Я выходил из больницы, избавленный от страданий, связанных с алкогольным отравлением организма, отдохнувший, отоспавшийся, отъевшийся. Но всюду я видел вокруг себя толчею у винных отделов гастрономов, бушующие винницы, заваленные пустыми бутылками парадные и загаженные тротуары. Все возвращалось, и первая десятка вела меня привычной тропой, и делалось это уже без колебаний. А что было дальше? А дальше отдельные, смутно различимые картины...

Вот я бреду полученный, стонущий от пробегающих по телу судорог и щемящей тяжести в груди, под холодным дождем в два часа ночи. Патрульные машины милиции, проезжая мимо меня, сбрасывают скорость и, словно нехотя, катятся дальше. Приткнуться мне сейчас негде: комната опечатана жилконторой за злостную задержку квартплаты, вокзалы уже закрыты, да мне туда без документов и нельзя. Родственников нет, знакомые – только пожилые люди. Если увидят в таком виде, то могут и душу богу отдать от страха. Пошел в свой «родной» вытрезвитель. Попросили удалиться. Нам, говорят, от тебя и пьяного отбоя нет, а ты и трезвый стучишься...».

Не менее скорбны и показания инженера:

«Если нечего было выпить и не было денег, а выпить страшно хотелось, то, чтобы подавить очень плохое самочувствие, я пил все, что попадало под руку. Я пил разные лаки, политуру, «БФ», духи и одеколон, ел всякие косметические кремы и медицинские мази. Как-то мы с женой жили в квартире родственницы. У нее был целый склад косметики и вся она быстро перекочевала в мой желудок.

Если жена запирала меня в комнате и нечего было выпить, а выпить хотелось, то производил тщательный обыск, чтобы найти какую-либо косметику. Иногда находил стеклоблеск и выдавливал его в рот. Может быть, в нем был спирт, а может быть и не было, но он успокаивал мои муки, на несколько минут наступало успокоение, больше не нужно было искать что-либо, чтобы удовлетворить этого зеленого змея, чтобы уменьшить эту алкогольную чесотку. Проходило несколько минут этого спокойствия, и снова нужно было превращаться в сыщика. Если не находил ничего, то брал какую-либо вещь, вылазил в окно и продевал её за бесценок, лишь бы скорее выпить. А как немного выпил, так и завелся, остановиться не можешь. Если вначале выпивка улучшает самочувствие, то потом опять начинает тебя крутить, но на этот раз не от того, что нечего выпить, а от того, что изрядно выпил. А мало пить мы не умеем.

Тогда, когда нечего было выпить или я хотел прекратить запой, то буквально колотила дрожь, вот как при лихорадке. Набрасывал на себя одеяла, потом становилось жарко, шел пот, страшный пот, но через некоторое время опять появлялся страшный холод. Так было очень долго. Затем сводило суставы рук и ног, руки буквально ломало, ноги буквально ломало. Опять начинался холод, опять бросало в жар. Это продолжалось часов двенадцать. Ночью совершенно не спишь, боишься заснуть, потому что снятся всякие страшные кошмары. А вот на второй день уже немного легче становится, отпаиваешься молоком, кефиром и всем прочим, но опять идет пот, тебя бросает то в жар, то в холод. Примерно 2-3дня нужно выхаживаться, если запой продолжался неделю».

Участь алкоголика, как показали приведенные повествования, весьма прискорбна и едва ли находятся люди, готовые добровольно разделить её. Конечно, лучше избежать её. Однако если случилась беда, постиг алкоголизм, нужно сразу же начинать борьбу за самоспасение. Сейчас работники завода имеют возможность избавиться от алкоголизма с помощью противоалкогольной секции и клуба. Зачем вести дикую и мученическую жизнь, если представляется случай выйти из грязного болота пьянства, очиститься и стать настоящим человеком. Достаточно перестать пить и начинается очищение, процесс дезалкоголизмии, т.е. избавления от алкоголизма. Организм быстро оживает: восстанавливаются сон и аппетит, проходит или снижается недомогание, падает раздражительность, появляются здоровые интересы, воскресает жажда жизни, укрепляются память, интеллект и т.п. Даже лицо, взор и походка преображаются. Организм быстро залечивает тяжелые раны, вызванные алкоголем. Улучшается характер, устанавливается хорошие взаимоотношения в семье и на работе... Словом, начинается новая, приятная и полезная жизнь. Ради этого, конечно, всякий сколько-нибудь разумный человек пойдет на многое.

Г. Шичко, кандидат биологических наук 

 

то такое состояние опьянения

Тот, кто пьет вино и пиво, мочится в унитаз собственными мозгами.

Б. Шоу.

Никакое тело не может быть столь крепким, чтобы вино не могло повредить его.

Плутарх.

 

Люди глотают алкоголь, но мало кто задумывается о том, что же всё-таки происходит в организме человека в состоянии опьянения. Что-то ведь меняется, если нарушается координации движений, возникает эйфория, у кого-то двоится в глазах.

Состояние опьянения вызывают любые наркотики. Любое вещество, приводящее человека в состояние опьянения, – является наркотическим, независимо от того, как оно называется. Опьянение может быть наркотическим, алкогольным, никотиновым, а также может быть вызвано самыми различными химическими веществами (токсикомания).

Рассмотрим внимательно механизм алкогольного опьянения.

Человек глотает алкоголь, алкоголь попадает в желудок, затем всасывается в кровь.

Попадая в кровь, этанол воздействует на эритроциты. Спирт – это растворитель. Спирт, как известно, используют для обезжиривания поверхности. Каждый эритроцит имеет защитную жировую оболочку. В обычном состоянии внешняя поверхность эритроцитов покрыта как бы тонким слоем смазки. Каждый из эритроцитов несёт на себе однополярный отрицательный заряд, а поэтому они имеют изначальное свойство отталкиваться друг от друга.

Спирт растворяет защитный слой эритроцитов, снимает электрическое напряжение и, как результат, красные кровяные клетки приобретают новое свойство: они начинают слипаться друг с другом, образуя более крупные по размерам шарики. Процесс идёт в режиме снежных комков, размер и количество которых нарастает с количеством выпитого.

Самые маленькие сосуды нашей кровеносной системы называются капилляры. Диаметр капилляров в отдельных частях тела (мозг, сетчатка глаза) иногда настолько мал, что эритроциты буквально “протискиваются” по ним поодиночке, раздвигая при этом стенки капилляров[А1] . Поэтому ясно, что образование, содержащее несколько эритроцитов, не способно двигаться по капиллярам. Двигаясь по ветвящимся артериям, а затем по артериолам всё меньшего калибра, такой сгусток эритроцитов достигает в конце концов артериолы, имеющей диаметр, меньший диаметра сгустка, и перекрывает её, полностью прекращая кровоток в ней, следовательно кровоснабжение отдельных групп нейронов головного мозга прекращается. Сгустки имеют неправильную форму и содержат в среднем 200– 500 эритроцитов, средний их размер равен 60 микрон. Встречаются отдельные сгустки, содержащие тысячи эритроцитов. Разумеется, тромбы таких размеров перекрывают артериолы не самого мелкого калибра.

К каждому нейрону головного мозга подходит свой капилляр, размер которого равен 2 микронам. Нетрудно представить, что сгусток из двух – трёх эритроцитов, подходя к капилляру, просто закрывает его, кислород к нейрону больше не поступает. Нейрон задыхается и гибнет. По разным оценкам, 1 грамм алкоголя убивает нейроны в количестве от 200 штук до 3 миллионов. Про это состояние мы говорим: "Шампанское ударило в голову", т.е. это тот самый момент, когда в коре головного мозга погибло несколько тысяч нейронов.

Происходит “онемение”, а потом и отмирание участков головного мозга, вследствие гипоксии или кислородного голодания, которое и воспринимается человеком как якобы безобидное состояние опьянения.

То есть, опьянение – это состояние гибели сотен и тысяч нейронов. А нейроны, как известно, не восстанавливаются.

Что же происходит дальше? При температуре 36,6 градусов эта неживая ткань начинает разлагаться. Вспомните, что происходит с организмом, когда загнивает участок кожи: образуются чирьи, язвы, волдыри. Представляете нарыв? “Шишка”, через тонкую кожицу которой просматривается белая вязкая слизь. В основании нарыва густая краснота, под которой тканевое уплотнение, образовавшееся в целях изоляции места нарыва. Вот, точно такие же “шишки” образуются и в головном мозге.

Организму от этой гнили нужно как-то освободиться. Как? Под череп закачивается ток спинномозговой жидкости, которая растворяет мертвые клетки мозга. Давление в голове увеличивается и человек, просыпается утром с похмелья, чувствуя сильную головную боль. Это идет процесс очищения мозга от гнили, который заканчивается в органах выделения. Да, да, именно сюда, в унитаз, уходят сгнившие, в результате выпитого, нейроны, а с ними и наши знания, способности, школьные и студенческие годы, несостоявшиеся открытия. На месте погибших нейронов остается рубец.

У всех людей употребляющих алкоголь, даже "умеренно, по чуть-чуть", головной мозг, в результате постоянного вымывания эритроцитов, уменьшается в размере (журнал "Наука и жизнь", N 10, 1985 г, стр. 47).

Аналогичные страшные разрушения мозга происходят и при употреблении любых других наркотиков. Чем сильнее наркотик, тем сильнее и разрушения, чем меньше защитных сил в организме – тем больше уничтоженных нейронов.

Механизмы воздействия разных наркотиков могут быть разные, но результат один – отравление мозга, уничтожение нейронов. Поэтому, помни курящий об этом, затягиваясь очередной сигаретой, помни поднимающий очередную “умеренную” дозу сухого вина или пива: то состояние эйфории, которое ты при этом испытываешь, получено уничтожением самого дорогого твоего органа – МОЗГА.

Специфичность действия алкоголя, никотина и других наркотиков в том и заключается, что когда мы "балдеем", это есть результат совершенно нарушенных мозговых функций, результат гибели нейронов головного мозга.

Установлено, что даже кружка пива вызывает структурные изменения в организме. Изменение структуры головного мозга возникает уже при "умеренном" потреблении алкоголя. Шведские ученые установили, что уже после 4-х лет потребления алкоголя имеет место сморщенный мозг из-за гибели миллиардов корковых клеток. Сморщенный мозг наблюдается у умеренно пьющих в 85% случаев ("Наука и жизнь", N10, 1985 г.).

Австралийские ученые, измеряющие с помощью компьютерного томографа прижизненно объем головного мозга, доказали, что он уменьшается у 85 % "культурно" пьющих и 95 % алкоголиков (нервные клетки гибнут и меняются на рубцы) ("Наука и жизнь", N 10, 1987 г.).

При вскрытии современных покойников, работники морга часто удивляются не тому, как мозг человека разрушен, а тому: «как он жил с такими мозгами», потому что у многих людей вместо мозга «каша» с ямами и рубцовой тканью. А ведь люди как-то живут в таком состоянии, двигаются, разговаривают. Но это не благодаря «уму» этих людей, а вопреки их «стараниям», благодаря способности организма стремиться к жизни.

А.Н.Тимофеев в книге "Нервно-психические нарушения при алкогольной интоксикации" (Л., 1955 г.) пишет: "Алкоголь относится к наркотическим веществам жирного ряда, действующим парализующим образом на любую живую клетку... особенно на клетки коры головного мозга... оказывает парализующее действие на высшие отделы центральной нервной системы (ЦНС), растормаживает механизмы нижних отделов".

Особенно сильно алкоголь действует на самые высшие центры мозга, отчего притупляются и слабеют наиболее совершенные функции, на которых базируется нравственность, благородство, патриотизм, чувство стыда. Вместе с тем, очень резко меняется в худшую сторону характер человека. Если же запил народ – характер всего народа. Но отнимите у русских, например, нравственность, патриотизм, благородство – и исчезнет то, что веками выделяло нас и выражалось в понятиях "русский характер", "русская душа", "русский солдат". Мы сейчас очень близки к этому.

Закупорка сосудов вызывает и другие расстройства в работе организма.

Всем известно такое явление: красный нос у пьяниц. Это следствие закупорки капилляров слипшимися эритроцитами.

Если на шланг, по которому бежит вода, наступить ногой, он вздуется. А если добавить напор воды, – он лопнет.

У пьющего человека в любую минуту комок эритроцитов может застрять в сосудах любого участка тела и вызвать его разрыв. Когда сосуды лопаются в сердце – это называется инфаркт, когда они лопаются в мозгу – это называется инсульт. (Правда ведь, какие знакомые и родные названия.

[А1]Размер капилляров примерно 3 микрона, а размер эритроцита примерно 5 микрон. Природа создала такой механизм, когда стенки капилляров плотно облегают эритроцит, что позволяет улучшить процесс обмена кислородом между эритроцитом и окружающими тканями.

Андрей ДРУЖИНИН

СПРАВЕДЛИВОСТЬ ДЛЯ ВСЕХ ИЛИ ЗАКОН?

На 1 канале ТВ в передаче «Пусть говорят» актриса Крачковская на смерть актёра С. Фарады рассказала о бедственном положении последних лет жизни Фарады, который не имел предпринимательской жилки (как некоторые актёры, вложившие свои средства в коммерческие предприятия), ничего не умел, кроме как быть актёром. И Крачковская справедливо возмущается:

«Почему у известного в народе актёра такая нищенская пенсия?!

На что ей дебелая и уверенная дама, депутат московской городской думы не менее справедливо отвечала:

«Пенсия у Фарады – такая же, как и у всех, то есть у подавляющего большинства российских граждан».

Далее мы ожидали, что депутат, слуга народа, разразится речью о несправедливости таких мизерных пенсий для нашего народа; о том, как она лично борется в Мосгордуме, какие действия предпринимает, чтобы добиться и от Госдумы восстановления справедливости посредством издания соответствующих законов. А депутат сказала:

« … Но публичные люди не должны получать такую низкую пенсию, на которую практически невозможно выжить.. Поэтому законодателям Мосгордумы и Госдумы есть над чем поработать, чтобы известные актёры и другие публичные люди не попадали в такое положение».

Выходит, что все остальные миллионы наших пенсионеров пусть получают свои гроши и выживают, как хотят?! Удивительная согласованность, групповщина, этих ничтожных по численности группочек: депутатов различных уровней и известных актёров. Каждая из них претендует на особость, на какую-то элитарность – то, что для всех, для нас не годится, нам подавай больше, ибо мы – публичные!

А кто такие – публичные люди? Дайте определение! И обоснуйте, почему публичные люди должны иметь преимущество перед всеми остальными?

В последние годы (да и не только – раньше тоже времени от времени такое случалось) деятели культуры, представители так называемой народной интеллигенции, стали часто говорить о своём бедственном существовании. И при этом ещё и о громадном напряжённом труде деятелей сцены и др.

Когда я, проживший 20 последних лет в сельской глубинке, слышу пламенные, эмоциональные, даже иногда надрывные речи в защиту своего самоотверженного труда, мне сразу вспоминаются вполне конкретные деревенские мужики – механизаторы, женщины – доярки и животноводы и прочие работники села. Их труд на порядки более необходим, более благороден и … более незамечаем ни обществом, ни официальной властью, ни соответствующими законами. Сам я, освоив почти все основные виды сельхозтехники, кроме комбайна, знаю, что такое посидеть в тракторе в течение дня, что такое горячая страда во время сева, сенокоса или уборки урожая. Когда со мной работали эти мужики-хлеборобы, меня всегда поражало их великодушная терпимость и терпение. И их «высокий строй души», несмотря на то, что часто они бывали пьяненькими, не шибко грамотными в высокой политике и проч.

Как-то на уборку зерна я пригласил двух человек, бывших комбайнёров. Один из них ещё оставался в селе, хотя уже совхоз развалился, и работы не было. Другой давно живёт и работает в городе, приезжает в родное село помочь матери. Надо было видеть (особенно, нашим «публичным людям») с каким воодушевлением и творческим подъёмом готовились они к уборке. Как за рулём комбайна буквально запели от избытка чувств. И глядя на колыхающееся поле пшеницы (действительно напоминающее море, но не грозное, а радостное) вспомнили те времена, когда вместе так когда-то выходили в поле….

Сытый голодного не разумеет.

Вряд ли многие из «публичных» меня поймут. Нужно самому побывать в той шкуре. И тогда я очень понимаю и солидарен с пожилой женщиной, когда она, удивлённо посмотрев в телеящик, укоризненно произносит: «Их бы всех в колхоз…».

И когда я слышу их стенания, то сразу вспоминаю Ксюшу Собчак. В одном интервью её спросили, на какие шиши ведёт такую роскошную жизнь? На что она с раздражённым пафосом поведала, что, между прочим, работает на ТВ, что встаёт аж в 9 часов и до 15.00 пашет как собака женского рода. За что и получает свои трудовые 18 тыс. долларов.

Что же такое у нас происходит, граждане? Совсем что ли здравого рассудка мы лишились?! Как же такое терпеть можно?

Любовь народа даже к своим лучшим представителям не должна ставить их в особое, «элитарное», наднародное положение. Это в высшей степени несправедливо! И когда групповые, корпоративные интересы в устах тех же актёров звучат глухим и слепым индивидуальным интересом, то у меня нет к ним жалости. Добиваясь привилегий только себе, они не вызывают сочувствия и у народа, скорее, наоборот.

Нынешняя публичная пена, которая поднялась на волне либеральных реформ, сознательно поддерживается и подкармливается. Перекормленные, они уже не могут, не хотят даже думать о жизни других слоёв общества. Зато свою жизнь не представляют ниже сегодняшнего положения. И только обиженные из их цеха требуют себе таких же благ, при этом совсем не задумываясь об «остальном» народе.

Если советская интеллигенция середины 20 века ещё чувствовала какую-то смутную вину перед простым народом, то сегодняшняя интеллигенция действительно вышла из народа, то есть порвала связь с ним. В то время как настоящая народная элита никогда из народа не выходит, а оставаясь в нём сознательно разделяет с ним общую судьбу.

Справедливость выше закона.

Общее выше личного.

СЕМЬ ШАГОВ ЗА ГОРИЗОНТ

Сорок лет назад на экраны СССР вышел одноимённый документальный фильм — настоящий гимн грядущему научному и социальному рывку Советской России с формированием новой человеческой общности, своего рода "высшей точки в развитии человечества", которым должен был стать "советский человек" на базе русской цивилизации. По иронии судьбы сегодня в РФ могут появиться похожие ленты, если российская верхушка реально думает и собирается делать прыжок в будущее. Но смогут ли бело-сине-красные сделать лучше?

     В борьбе за будущее нашей цивилизации надо использовать каждый, даже мельчайший шанс.  

     ПРИВЕТ ИЗ ШЕСТИДЕСЯТЫХ…


     Во второй половине 1960-х наша страна мчится вперёд на всех парусах. Она растёт, причем не благодаря экспорту нефти — это еще впереди.
     Чем живет страна, скажем, в 1965-м? Листаем страницы тогдашних газет и журналов. Космонавт Комаров говорит о том, что скоро мы сядем на Луну, а на орбите появится орбитальная станция — целый научный институт. А заодно — и орбитальный космодром. Под воду готовится уйти русский глубоководный аппарат — батискаф "Север-2". Участники антропологического конгресса в Москве обсуждают облик человека будущего. Член-корреспондент АН СССР Н.Басов рассказывает о перспективах лазерной техники. Советский авиамоделист Г.Любушкин строит модель самолета с компрессионным моторчиком отечественной выработки — и она ставит мировой рекорд высоты, забираясь на 5113 метров. В Научном исследовательском экспериментальном институте глазных болезней в Одессе исследуются дети, способные различать цвета предметов кожей, на ощупь. Работы ведет Андрей Шевалев. Строится первая в стране геотермальная Паужетская станция на Камчатке, первым в мире выходит в открытый космос Леонов, на стапелях — первый космический корабль типа "Союз". В стране развивается электроимпульсная обработка металла по уникальной технологии супругов Лазаренко.
     
     ПРЕДЧУВСТВИЕ СВЕРХЧЕЛОВЕКА

     То есть живет и развивается цивилизация Мечты, мир крылатых людей, рвущихся к звездам. Они задумываются над тем, что пора и самому человеку вырасти, сделать рывок вверх — к сверхчеловеку-творцу. В 1969 году, когда кинозрители СССР хохочут над похождениями героев "Бриллиантовой руки", на экраны страны выходит необычный и завораживающий фильм — "Семь шагов за горизонт" Киевской студии научно-популярных фильмов. Режиссер — Ф.Соболев.
От фильма захватывает дух. Зритель видит реальных людей в СССР, считающих быстрее компьютера. Девушку, умеющую различать цвета на ощупь, сквозь металлическую преграду — и читать тексты на бумаге, скрытой под плотной тканью. А вот знаменитый нижегородец Дрожжин. Он может видеть глазами другого человека. Ему завязывают глаза, надевают на голову мешок из темной ткани — но он уверенно ведет автомобиль по улицам Киева, поскольку рядом сидит таксист, положивший руку на плечо Дрожжина. И он смотрит на дорогу чужими глазами.
     А вот фельдшер московской "Скорой помощи" Смогул: он может на ходу, с гитарой, складывать новые песни.
     Вот гроссмейстер Таль вслепую играет с десятью соперниками в шахматы. Он помнит расположение всех фигур на десяти досках — и все сделанные ходы.
     А вот сцены опытов тогда еще молодого гипнолога Владимира Райкова. Волевой мужик с твердым подбородком — его хоть в черную сутану одевай. Великолепный советский человек! Он погружает в гипнотический транс девушку и парня, внушая ей, что она — великая актриса Комиссаржевская, а он — гениальный художник Репин. Еще одной девушке, музыканту-любителю, Райков внушает: вы — Скрябин. И они начинают вдохновенно творить, рисовать, играть — причем потрясающе. Они не повторяют прошлого, а создают нечто свое. Юноша вдохновенно рисует портрет "Комиссаржевской". Ему показывают современный фотоаппарат "Зенит" и говорят, что это — фотоаппарат. Но он смеется: не может быть! Фотоаппарат — это громоздкий ящик на треноге. Он живет в девятнадцатом веке.
     А когда Райков выводит испытуемых из транса, они с изумлением смотрят и слушают то, что создали…
     — Дерзайте, вы талантливы! Ваши возможности неисчерпаемы! — такими словами В.Райкова заканчивается этот потрясающий фильм.
     "Семь шагов за горизонт" стал посланием Людей Мечты миру. Он говорил: мы — могучая сила, мы потенциально — сверхлюди. И завтра нам может покориться Вселенная. Ибо мы способны творить чудеса. Мы должны расти, идти ввысь, а не вниз. Тянуться к звездам, а не падать в грязь.
     Сорок лет прошло с момента выхода того фильма на экраны. Но его не показывали и не показывают по телевизору. Его забыли. Спрятали. Многие герои ленты уже умерли. Но даже в наше время всеобщей "дивидизации" и книжного обилия, когда вы можете свободно купить ту же "Бриллиантовую руку" и кучу разных лент, попробуйте-ка отыскать на рынке этот фильм — гимн будущему русско-советскому сверхчеловеку! Нашему несостоявшемуся рывку в будущее…
     Прятали и прячут "Семь шагов за горизонт" не зря. Деградировать и оскотиниваться всегда легче и приятнее, чем расти и творить. Сегодня у нас реализуется другой эзотерический проект: деградации. Возвеличивания Низа, утробы, похоти и алчности. Оплевывания и низвержения в дерьмо всего великого и возвышенного. Возьмите хотя бы все нынешние сериалы: от "ментов" и до "школы".
     Вместо сверхлюдей, вроде Дара Ветра и Фай Родис из романов Ивана Ефремова, пришли абрамовичи, дерипаски, березовские...
     В 1969-м порыв не был поддержан властью. Хотя фильм вышел всего через десять лет после триумфа "Туманности Андромеды", когда был жив ее автор. Андроповский КГБ гнобил великого русского писателя Ивана Ефремова, создателя великой Мечты — "Туманности Андромеды". Под запрет с 1970 года попадает его великий роман "Час быка". Звезды могут подождать: пусть торжествует Низ. Деньги, самки и яхты — стократ важнее.
     Первая публикация "Часа Быка" в сокращённом, журнальном варианте состоялась в 1968 году — в "Технике—молодежи". С замечательными иллюстрациями. Отдельной книгой роман успели выпустить в 1970-м. А затем появилась записка в ЦК КПСС за подписью шефа КГБ Ю.Андропова, гневная резолюция главного идеолога М.Суслова. Прошло даже специальное заседание Секретариата ЦК (12 ноября 1970 г.), после чего последовал решительный запрет романа, его изъятие из библиотек и магазинов. "В романе "Час Быка" Ефремов под видом критики общественного строя на фантастической планете "Торманс", по существу, клевещет на советскую действительность..." — говорилось в записке Андропова.
     В постановлении Секретариата ЦК с грифом "совершенно секретно" значилось: "Писатель допустил ошибочные оценки проблем развития социалистического общества, а также отдельные рассуждения, которые дают возможность двусмысленного толкования". А ведь Торманс Ефремова — это не на СССР карикатура, а тревожное предупреждение о том, куда может деградировать индустриальное общество. Не обязательно советское — Ефремов прямо говорит о гангстеризации, криминализации капитализма. И всякий, кто прочтет "Час быка" сегодня, углядит тьму параллелей с нынешней криминально-сырьевой Эрэфией.
     После смерти Ивана Ефремова в 1972-м андроповское КГБ учинило обыск на квартире великого мечтателя.
     В противовес солнечному Ефремову Юрий Андропов поддерживает братьев Стругацких. Нет, не ранних, времен "Стажеров" или "Трудно быть богом". Стругацких поздних, надломленных, с гнильцой. Параллельно с этим шеф КГБ тихо благоволит Эрнсту Неизвестному и Юрию Любимову…

СУЩЕСТВА "ЖЕЛУДКА" ПРОТИВ "ЛЮДЕЙ МЕЧТЫ"
     В 1966-м закладываются основы для будущей антицивилизации: СССР приступает к освоению нефтегазовых месторождений в Тюменской области. В 1969-м советская пресса радостно рапортует: в области открыто свыше семидесяти месторождений нефти и газа, скоро годовая добыча в регионе достигнет 500 миллионов тонн нефти и 600-700 миллиардов кубометров газа. Знали бы тогда, что всё это послужит не расцвету страны, а ее гибели! Что "труба" строится для того, чтобы на ней жировала всякая нечисть нынешней эпохи!
     Именно в шестидесятые, когда СССР идет на невиданном подъеме, начинаются поражения на информационно-пропагандистском фронте. В сфере борьбы идей. Пропаганда в СССР становится скучно-суконной, а Запад переходит к новому уровню эзотерической борьбы: к трансляции своих культурных кодов, к захвату умов в СССР.
     Случайно ли это? Да нет. Всё закономерно.
     Уж коль речь зашла о Ефремове, приведу один пример. В 1977 году на экраны вышел фильм "Эммануэль", этакая потуга создать сексуальную сагу. О нем в моей родной Одессе в 1978-м говорили в молодежной среде. Уж в советской номенклатуре "Эммануэль" смотрели, пуская слюни… Но если вы сами посмотрите сей "шедевр", то поразитесь его убожеству и примитивности. Ну, имеют девушку и так, и этак, и группой, и в лесбийской любви. И больше — ничего. Просто история похотливой самки, поддающейся импульсам похоти.
     Но еще в 1964-м Иван Ефремов опубликовал роман "Лезвие бритвы" — великую, умную книгу. Настоящий гимн женщине, возвышенной любви, где нет разделения на духовное и чувственное. На этой книге выросло не одно поколение интеллектуалов, она и меня сформировала. Это — наша высокая эротика в противовес постмодернистской блевоте. Экранизируй СССР эту книгу тогда — и мы могли захватить умы людей по всему миру. Ефремов здесь опередил западную сексуальную революцию буквально на год-два. Но нет — не додумались. И в 1977-м получили "Эммануэль".
     Мне, попавшему в Москву в перестроечном 1987 году, пришлось видеть и слышать, как столичная диссиденствующая интеллигенция, закатывая глаза, с придыханием говорила о гениальных трудах Михаила Михайловича Бахтина (1895-1975) Ах, Бахтин! Это так интеллектуально! Духовно! Колоссально! М.Бахтин, по мнению интеллигентщины, произвел переворот в теории литературы, написав "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса" (завершена в 1940 г., опубликована в 1965 г.). Кто не знает — это о романе Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль" шестнадцатого века.
     Его нам в школе преподносили как пример антицерковной, гуманистической литературы Возрождения. Но если его почитать — то руки вымыть хочется. Просто блевать тянет. На редкость патологическая книга, полная дерьма, мочи, обжорства и "траха". Натурализм такой дикий, что плохо становится. Патология в чистом виде. Идет низвержение, втаптывание в дерьмо всех светлых идеалов, воспеваются Низ, Утроба.
     В 1960-е годы Юрий Андропов закладывает основы нынешнего постмодернистско-гламурного мира — мира-балагана, где нет ничего святого, где все цинично, где правит бал программа "ЖСТ" — "жрать, срать, трахаться". Он закладывает основы нынешней постсоветской "антицивилизации" безделья, паразитизма и потребительства.
     Не зря Бахтин писал о Рабле: он работал умело. Мол, смотрите, как когда-то были уничтожены христианские идеалы в католическом их варианте. Точно так же нужно уничтожать и красные идеалы, смыслы СССР. Интеллигентщина всё поняла, и книга Бахтина шла нарасхват.
     Более того, именно Рабле первым нарисовал образ Телемского аббатства — предтечи постмодернистско-потребительского "рая". Образ Телема вдохновлял такого мистика и сатаниста, как Алистер Кроули, основатель ложи "Золотая заря", от которой нити тянутся и к гитлеризму, и к нынешним архитекторам глобализации. Мы об этом с Сергеем Кугушевым в "Третьем проекте" много писали. Но Телем не только Кроули вдохновлял.
     В работе "Кризис и другие" Сергей Кургинян пишет по поводу "Телемской мечты": "Главное — это принцип "прямой противоположности"! Он же — шиворот-навыворот. Он же — карнавализация. Одно дело критиковать монастырскую (или советскую, или любую другую) систему. Другое дело — строить новую систему (систему ли?) по принципу "шиворот-навыворот": "советская система — это антисистема, а значит, всё, что в ней есть, надо заменить на прямую противоположность", "монастырь — антисистема, с ним так работаем"... Что значит — заменить на противоположное "ВСЁ, что в системе ЕСТЬ"? Например, в системе ЕСТЬ запрет на каннибализм. Его тоже надо заменять на противоположное?
     Слово Алексею Федоровичу Лосеву: "Если в монастырях, кроме молитвы, требовался еще и труд, то здесь не требовалось ни молитвы, ни труда. И если в монастырях требовалось исполнение строгого устава, то здесь устав сводился только к одной заповеди: делай, что хочешь".
Этих "если" — "до и больше". Обратив внимание читателя на роскошность места, в котором используется принцип "если" ("Здания, парки, библиотеки, жилые помещения были устроены согласно самому изысканному вкусу", Лосев задает убийственный вопрос: "На какие же средства, — спрашивает он, — будет существовать такого рода райское блаженство и кто же будет трудиться? С неимоверной откровенностью Рабле заявляет, что это аббатство существует на королевские дотации, что около каждой красавицы существуют здесь всякие горничные и гардеробщицы. Кроме того, около самого аббатства целый городок прислужников, которые снабжают жителей этого аббатства не только всем необходимым, но и всем максимально красивым. В этом городке живут ювелиры, гранильщики, вышивальщики, портные, золотошвеи, бархатники, ткачи. И опять спрашивается: кто же доставляет материалы, необходимые для всех этих работников, и кто доставляет им все необходимое для материального существования? На все такого рода вопросы Рабле дает невинный и очень милый ответ: все это попросту содержится за счет государства".
     Оценивая "милый ответ Рабле", Лосев говорит о его телемской утопии следующее: "…такая утопия не могла быть осуществлена без планомерно проводимой системы рабства… Получается, что утопический социализм аббатства Телем есть социализм дармоедов и тунеядцев, вырастающий на рабовладельчески-феодальных отношениях".
     От себя добавлю, что телемская утопия Рабле очень приглянулась нашим новорусским олигархам. И что в каком-то смысле ее-то и воплотили в жизнь политические деяния Горбачева и Ельцина, они же "перестройка". Не знаю, в какой мере данная утопия была созвучна сердцу аскетичного Андропова. Но ведь и Александр Яковлев, архитектор перестройки "а-ля Рабле", тоже не был гедонистом!

     Старый антисоветчик, попавший под репрессии Советской власти еще в 1928 году, промотавшийся по ссылкам и перифериям, Бахтин был снова извлечен из безвестности в 1965 году. А в 1969-м именно Юрий Андропов — тогда уже глава КГБ СССР — вернул его в Москву, снабдив квартирой. Зачем?
     "Снаряд — Бахтин. Пушка — Андропов. Цель — КПСС как секулярная красная церковь… Снарядом "Бахтин" должно было быть поражено Идеальное. Идеальное как таковое. Этому служит теория карнавала (выворачивания наизнанку всего и вся для ломки смысловой вертикали в монологических системах). Этому служит теория смеховой культуры (смех как средство разрушения той же смысловой вертикали). Этому служит, наконец, специфическая апологетика Низа. Которой Бахтин занимался, исследуя творчество Франсуа Рабле. При том, что Франсуа Рабле… Впрочем, не будем забегать вперёд.
     Первым об этом заговорил (еще в 1990 году) Ю.Семенов в своем романе "Тайна Кутузовского проспекта": "Сын и дочь принесли Андропову книги Бахтина — дворянин, репрессированный, ютился в каком-то крохотном городишке, жил впроголодь. Андропов прочитал книгу Бахтина в воскресенье, а в понедельник приказал найти квартиру для писателя: "Нельзя же так разбрасываться талантами, это воистину великий литературовед". Позвонили от Суслова (непонятно, кто настучал?!); разговор с Михаилом Андреевичем был достаточно сложным, главный идеолог считал Бахтина опасным, чересчур резок в позиции, бьёт аллюзиями. Андропов, однако, был непреклонен: "Михаил Андреевич, я подчинюсь лишь решению секретариата ЦК, речь идет о выдающемся художнике, не так уж у нас много таких"…" — пишет Сергей Кургинян.
     Была альтернатива "телемитству"? Да — в виде книг Ивана Ефремова и фильма "Семь шагов за горизонт". Но эту альтернативу утопили. Вместо Ефремова предпочли сделать ставку на раблезианство. На похабную мечту людей низшей расы.
     Нет, валить все грехи на Андропова нельзя. Ясно то, что он объективно выражал интересы той части советской номенклатуры, которая уже тогда мечтала о Телемском аббатстве для себя, любимой. С послушными рабами в виде бывших советских граждан, что обеспечат новым телемитам "удавшуюся жизнь". Нынешняя Эрэфия уже тогда родилась в мечтах сих нелюдей. Такая номенклатура сложилась в Голем, в часть Античеловечества — сообщества мародеров. В низшую расу.

           ЧТО — СЕГОДНЯ?
     Сейчас предчувствую съемки подобных фильмов в РФ. С запозданием в сорок лет.
     Вот уже несколько лет верховная власть РФ — чаще всего неуклюже, скорее на словах и притом неумело — пытается следовать одной книге Максима Калашникова (и его друзей) за другой. Видимо, дошла очередь и до "Третьего проекта", и до "Сверхчеловека, говорящего по-русски". Нужно же пропагандировать инновационный путь развития.
     Только смогут ли "мэйнстримные" киношники РФ снять такие фильмы с      нужными огнем и страстью? Смогут ли они, будучи по природе циниками и наемниками, породить экранную мечту, способную зажечь сердца миллионов русских? Ведь тот, кто способен запалить других, сам должен быть жарким, искренним факелом. Есть и второе основополагающее отличие: если в 1960-е СССР бурно развивался, а наука возвышалась на пьедестале, то теперешняя РФ скатывается вниз и деградирует, а национальный интеллект низведен до статуса парии. Если в 1969-м русские были окрыленным народом, верившим в то, что для него нет ничего невозможного, то нынешние "расеяне" поражены комплексом национальной неполноценности, безверием и цинизмом. Они истеричны и психически надломлены. Да и вторая перестройка грозит постигнуть нас. В 1969-м русско-советский человек видел вокруг себя растущие города и поднимающиеся корпуса новых предприятий, если все вокруг работало и развивалось, то расеянин-2009 стоит среди упадка. Среди одичания и всеобщей "пиарастии". Новые торговые центры и производство миражей — плохая замена растущей научно-индустриальной экономике СССР.
     Но тем важнее создать фильм-Мечту, репортаж из возможной победоносной России. Мы все знаем, что ждет РФ при продолжении нынешних тенденций, и не зря вице-президент США Джо Байден отмерил Эрэфии от силы пятнадцать лет. Тем важнее дать русским образ совсем иного Будущего. На деньги нынешней "элиты"? Да плевать, на чьи. Главное, не откуда пришли средства, а то, что на них окажется сделанным.
     Нельзя опошлить и опоганить представляющийся шанс. Фильмы должны стать реваншем Знания над тупой Силой и циничными Деньгами. Но современным телемитам (гламурным медиасапиенсам и пиар-"падонкам") такое просто не под силу.

Максим Калашников

 

Наш канал на Youtube