"Трезвость - здравая рассудительность, свобода от иллюзий и самообмана" - народная мудрость
Любим ли мы интеллигенцию?
Любили ли на Руси интеллигенцию, или она действительно, по словам вождя пролетариата – говно нации?
Сначала надо понять, а точнее определить, что такое интеллигенция. Если обобщить и упростить, не искажая смысла, то это самая умная и образованная часть общества. Таких людей в России, если уж не любили, то уважали – это точно.
В начале 50-х прошлого века, когда я не был ещё московским школьником, а деревенским мальчишкой в рязанской глубинке, неоднократно наблюдал, как бородатые старики снимали шапку и кланялись сельской учительнице, молоденькой девчушке. В искренности их уважения к ней мне не приходилось сомневаться. Поневоле и я, 6-летний дошкольник, проникся чрезвычайным уважением и даже некоторым страхом и перед учителями, и перед знаниями, которые мне предстояло освоить в школе. И когда мой друг Колька в августе позвал меня идти в школу – получать учебники для 1 класса, я побежал, не сказавшись, ни бабушке, ни дедушке. А когда пришёл, со стопкой книг под мышкой, то почему-то сел на крыльцо, выходящее во двор, положил учебники рядом и… задумался.
Я вдруг почувствовал, что одна часть моей жизни – безмятежное детство - закончилась и наступает новая: тревожная и интересная, манящая своим приближением к взрослому миру и ответственная. Теперь я точно могу назвать то смутное тогда своё состояние как осознание ответственности.
Видно, я сидел достаточно долго, потому как дед и бабушка заметили непривычно притихшего внука. Бабушка спросила, не обидел ли кто, а дед – мой мудрый, молчаливый дед! – просто посмотрел коротким, добрым и всё понимающим взглядом. Мой дедушка, которому я обязан всем лучшим во мне, никогда не читал мне нравоучений и никогда не наказывал. Он просто жил в полном согласии со своей совестью, и это было самое сильное воздействие на меня. Три класса церковно-приходской школы едва научили его писать, но если следовать шукшинскому определению интеллигентности (неспокойная совесть, неравнодушие и т.п.), то это был настоящий русский интеллигент, хотя это иностранное слово русского происхождения вряд ли понравилось бы ему.
Вот отсюда и вернёмся на основное.
Та интеллигенция, которою Ленин назвал говном, была царской интеллигенцией. Разумеется, нельзя считать, как и не считал Ленин, всю её таковой. Были такие личности как Менделеев, Нечволодов, Блок, Павлов и многие другие, которыми мы гордимся и считаем своими, настоящими русским интеллигентами, к которым подходит определение Шукшина. А основная часть этой паразитирующей на народе прослойки не шибко задумывалась о судьбе всего народа, страны. Вот такие-то, обиженные и обозлённые, и рванули после Октябрьской Революции за рубеж, проклиная свой «тупой народ». Ибо считали себя избранными, уточёнными, достойными многих льгот и т.п., что народ им обязан, а не они народу.
Этот слепой эгоизм интеллигенции хорошо показан в «Собачьем сердце» (больше известном по фильму, чем по рассказу Булгакова). Профессор Преображенский, безусловно, - хороший врач и профессионал своего дела. Но его не интересует, что происходит в стране, он живёт один (не считая прислуги и помощника) в 9 комнатах, и его не волнует, что кто-то в те нелёгкие годы вообще не имеет жилья, кто-то голодает и проч. «Я делаю своё дело, делаю его хорошо, потому всё остальное меня не касается, и отстаньте от меня!» - Вот так можно кратко обозначить его позицию по отношению ко всему происходящему. Он и газеты не читает, что советует делать и своему помощнику. Он – вне всеобщей ситуации, и не старается понять что-то масштабное, от чего, собственно, вполне зависит и его сегодняшнее положение.
Даже выходец из народа, талантливейший певец Шаляпин, не хотел мириться с временной уравниловкой, обиженно требуя себе большего. Об этом хорошо рассказал поэт Маяковский в своём стихотворении с красноречивым названием «Господин народный артист». Уехал, в конце концов, Шаляпин из России, получив на Западе материальное, но ни любви народа, ни настоящего творческого удовлетворения не было….
Позиция профессора Преображенского очень понравилась современной – советской и послесоветской интеллигенции. Они взахлёб цитировали, да и сейчас нередко цитируют, фильм в тех местах, где предлагается быть вне политики («Не читайте утром газет!»), где намекается на то, что есть быдло и есть «белая кость», и что быдло так и останется быдлом («Чумазый не может!» - это уже из другого фильма «нового дворянина» Н. Михалкова).
Интеллигенция советского периода создавалась как раз из того материала, который царская интеллигенция считала «быдлом». Так и говорили, что наша интеллигенция вышла из народа, подразумевая рабочих и крестьян. И надо сказать, что в этой значительной части интеллигенции поначалу преобладало чувство ответственности перед народом. Нет смысла перечислять замечательных представителей советской интеллигенции, деятелей науки и культуры, чьи заслуги признавались не только в СССР, но и за рубежом. Достаточно назвать всемирно известного писателя М. Шолохова, лауреата Нобелевской премии или хирурга, профессора, академика многих медицинских академий мира Ф.Г. Углова, про которого СШАнский хирург, оперировавший Ельцина, сказал, по сути, следующее: «Углов сделал в хирургии то же, что сделал Гагарин в покорении космоса». И Шолохов, и Углов выходцы из крестьянской среды, один из донского казачества, другой из далёкой Сибири.
Народная интеллигенция, подобная Шолохову и Углову, всегда чувствовала свою благодарность и ответственность перед возвысившим её народом. Такие люди советской страны испытывали даже какое-то чувство вины перед простым народом. Ибо народ выполнял большую «черновую» работу, без которой не только интеллигенция, но и вообще страна, не могла бы существовать. Интеллигенция, точнее лучшая её часть – элита – понимала это. Свидетельств того за свою сознательную жизнь я видел много и в начале даже не понимал смущение этих людей, которых народ знал и любил.
У Твардовского: «Я знаю – нет моей вины, за то, что многие не пришли с войны. Но всё же, всё же, всё же…». У другого поэта - Доризо - после посещения своей родины – Донбасса, увидевшего свою рано постаревшую сверстницу: «Прости Антонина Петровна! Не знаю за что, но прости!» Это устойчивое чувство вины перед всем народом не позволяло совести интеллигенции заснуть в относительно комфортных бытовых условиях. Ведь народ в основном был лишён многого, что имела тогда интеллигенция. Но народ любил свою элиту и многое ей прощал. И может быть, делал это зря….
Вот эту любовь и это великодушное народное прощение и использовала некоторая часть нравственно червивой интеллигенции. Эта (уже «элита»!) часть стала считать именно себя достойной чуть ли не по праву своего рождения, и достойной гораздо большего, чем имела. Развивалось это с начала хрущёвской «оттепели» и нарастало в 60-70 гг. прошлого столетия. Деятели культуры и науки стали больше ездить за рубеж; тамошняя жизнь, жизнь буржуазной интеллигенции производила на некоторых шоковое действие. Вот тогда-то в их сознании и возник этот - ныне рекламный - слоган: «И я этого достоин!»
И вместо вины перед народом стало формироваться зеркальное чувство – обида.
Стали больше себе позволять, требовать стали больше. Возникли, так называемые, диссиденты, которым – в отличие от настоящей интеллигенции – ВСЁ не нравилось в СССР!
Этот период советской истории совпал с изменением внутриэкономической политики: больше стали придавать значения материальным стимулам. Постепенно, поначалу незаметно, значение морально-нравственных ценностей стало снижаться. Коллективистское стало заменяться индивидуалистским на всех уровнях общества, хотя формально провозглашались и пропагандировались прежние стимулы. Необходимо сказать, что материальный, «шкурный», интерес – это такая зараза, которая без жёсткого контроля распространяется быстрой эпидемией. Как паника, как мародёрство.
Ну, вот мы и споткнулись о МОЁ и НАШЕ, о чём упоминалось в фильме о революции «Оптимистическая трагедия». МОЁ стало стремительно расти, закрывать горизонт мышления, сужать его. «Узкий горизонт буржуазного права» стал преобладать в сознании «элиты», она стала претендовать на исключительность и даже требовать этой исключительности.
Характерным в этом смысле является стихотворная притча, изложенная советским поэтом Робертом Рождественским. Он часто в советское время любил читать это с эстрады. И зрители - в основном, та же интеллигенция – бурно аплодировали ему. Приводим её полностью:
СКАЗКА О КУЗНЕЦЕ, УКРАВШЕМ ЛОШАДЬ
Был кузнец непьющим. Ел, что бог предложит.
То ли — от безумия, то ли — от забот,
он украл однажды у соседа лошадь.
Кузнеца поймали. И собрали сход...
Дали слово старцу.Распростер он руки.
Покатились слезы из-под дряблых век:
«Люди! Я заплакал от стыда и муки!..
Вору нас в деревне. Мерзкий человек.
Мне стоять с ним больно. Мне дышать — противно!
Пусть не станет вора на святой земле!..»
Зашептались люди... В общем,выходило:
Кузнецу придётся кончить жизнь в петле…
И тогда поднялся старец (очень древний).
От волненья вздрагивал седины венец.
Он сказал: «Подумаем, жители деревни!
Что украли? Лошадь. Кто украл? Кузнец.
Он у нас – единственный! Нужный в нашей жизни.
Без него – погибель! (Бог ему судья)
Мы, повесив вора, кузнеца лишимся.
Выйдет, что накажем мы самих себя.
Вдумайтесь!..» И люди снова зашептались.
Спорам и сомненьям не было конца…
И тогда поднялся самый главный старец:
«Правильно! Не надо вешать кузнеца!...
Пусть за свой поступок он заплатит деньги,
А поскольку этот разговор возник, -
Есть у нас два бондаря. Двое! И - бездельники!
Лучше нам повесить одного из них».
Умные селяне по домам расходятся.
Курят. Возвращаются к мирному труду...
Кузнецом единственным быть мне очень хочется!
(Если — ненароком — лошадь украду.)
( выделения наши)
Весьма принципиальное, если не сказать – концептуальное, стихотворение! Главный вывод, или как говорили раньше – мораль сей басни - состоит в том, чтобы представителю «элиты» прощали то, что простому смертному не прощалось. Почему? Потому что он – единственный и неповторимый, крайне необходимый народу. В последнем, впрочем, стоит засомневаться. Ну, очень-очень диссидентствующей интеллигенции хотелось быть тем «единственным кузнецом», которого нельзя наказывать так же строго, как всех! В крайнем случае, взять с него деньгами, то есть он смог бы откупиться.
Это небольшое эстрадное стихотворение настолько важно и серьёзно, что стоит остановиться на нём подробнее. Ведь в нём заложено столько принципиальных моментов, организующих общественную жизнь и даже прогнозирующих государственное устройство! При анализе стихотворения не обойтись и без теории управления.
Что важнее: общее или личное?
Кажется, что старцы беспокоятся об общем, делая исключение для незадачливого кузнеца. Но при этом тут же закладывают системную ошибку: ведь кузнец после такой великой потачки не будет заинтересован в другом кузнеце. Он не станет честно и добросовестно обучать своего помощника, так как 2 кузнеца на одно племя моментально лишает его уникального статуса.
Это первая управленческая ошибка старцев. В угоду моменту они заложили долговременную ошибку на будущее: подготовка кадров будет тормозиться нездоровой и вредной для общества конкуренцией.
Почему мудрецы-старцы так поступили? А для того, чтобы скрыть свои ошибки, вместо того, чтобы признаться в них своему народу. Для чего, спрашивается, вы расплодили столько бездельников – бондарей, а несравнимо более важный для племени специалист – кузнец – только один? О чём думали раньше? Здесь мы наблюдаем в лице старцев ещё одну «элиту» - управленческую, которая, обладая уникальными знаниями, тоже не хотела делиться ими с народом. Тоже – уход от ответственности перед народом в силу своей «единственности и неповторимости». Получается «элита» высшая покрывает «элиту» пониже. И обе они заинтересованы в поддержке друг друга именно для ухода от ответственности.
Это вторая ошибка старцев.
Третья ошибка мудрецов-старцев – в заменереальной ответственности откупом деньгами. И как следствие - стремление общества иметь как можно больше денег: ведь с ними можно даже от смертного приговора спастись!
Уважаемые думающие читатели, вам это ничего не напоминает? Ошибки в управлении страной, непризнание своих ошибок, отказ от системы традиционных морально-нравственных ценностей, подмена духовных ценностей материальными, разная ответственность «элиты» и «толпы», перекладывание ответственности на других, уход от общего к личному, разве всё это не причины разрушения великой страны – СССР? Разве это не причина полного падения современной РФ, с повёрнутой на Запад «элитой»?
Думаю, все трезвомыслящие ответят на это правильно.
Диссидентствующая часть интеллигенции, затаив обиду на свой народ, на своё государство, и стала затем в 1985 – 1991 гг. яростными либерал-демократами, пособниками разрушителей СССР, почувствовав в трижды предателе Горбачёве активного антисоветчика.
О всех причинах развала СССР предоставим говорить серьёзным историкам. Нас же интересует моральная, нравственная, духовная составляющая жизни российского народа, как в советское время, так и сейчас. Традиционная система ценностей (не важно как изложенная: через религиозные заповеди, через моральный кодекс строителей коммунизма или в народных сказках, поговорках) выражает народное понятие справедливости – основы русской жизни, русского мировоззрения, русской идеи. То же справедливо и для любого другого народа.
В Советском Союзе мирно жили разные народы, национальности именно потому, что большинством разделяли эти ценности. Чтобы там ни говорили либерал-демократы с иронией и издёвкой про «советский народ», такая общность действительно была создана! И оценили по-настоящему эту общность не русский, а другие народы, на собственной судьбе постсоветского пространства убедившиеся в этом великом достижении СССР по национальному вопросу.
Те же представители национальных меньшинств, что до поры лишь терпели систему ценностей, не разделяя в глубине души, и стали воинствующим диссидентами, либерал-демократами, с лихорадочным «наконец-то!» поддержавшими прозападные морально-нравственные ориентиры горбачёвско-ельцинского правления.
Катиться вниз, как известно, всегда проще и легче, чем карабкаться вверх. Морально-нравственные вершины требуют от человека, от общества, постоянных усилий в их покорении, преодоления своих низменных и эгоистичных желаний. Сменившая ориентацию высшая власть сняла запреты на свободное падение. И многие, очень многие, поддались сомнительным соблазнам этого падения. Ведь рано или поздно падение прекратится разрушающим ударом. А путь к высотам морально-нравственного совершенства человека и общества бесконечен.
Однако пора подводить черту.
Основа жизни общества, государства – тот самый простой народ, без которого ни интеллигентская, ни властная «элиты» существовать не могут. Кто-то скажет, что и без элиты не будет полноценного государства. Да, но эта должна быть элита без кавычек. То есть те лучшие, что не «вышли из народа», а остались в нём, разделяя его судьбу и ясно осознавая своё неразрывное единство, без которого всем будет плохо.
Нынешняя же российская интеллигенция, жирующая во время чумы, раскапывающая свои дворянские корни и другими способами пыжащаяся доказать свою «голубую кровь» и «белую кость», плюющая в советское прошлое, в котором она и получила свою «интеллигентность», - это ничтожное сословие продавшихся предателей без нравственного стержня внутри. Эта «элита», мечтающая стать «единственным кузнецом», которой за её «единственность» многое прощается, не только бесполезна, но и вредна народу, так как подрывает и искажает народное понятие справедливости, разлагает всё общество.
Вот такую интеллигенцию мы никогда не любили и никогда не полюбим!
Ельцов А.И.
Материалы Мировоззрение
- 0,7%. Из глубин Мёртвого моря
- «ТАНЦУЮЩИЙ МИЛЛИОНЕР»
- 0,7%. Нерусь, куда несёшься ты?!
- 0,7%. Отморозки великих наций
- Русский этнос самый чистый
- Активизация 5-й колонны в Перми
- Посмотрев "Левиафан"...
- Деньги - иллюзия свободы
- Наказ Солоухина русским спецслужбам
- Русская женщина начала 21 века
- Наука и "дилетанты"
- БОГ
- ЦЕННОСТИ – ОБЩИЕ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ - РАЗНЫЕ
- Судный день над Всевышним
- Задорнов – Гордон: НАЧАЛО ФИНАЛА
- ДА ПОБОЙТЕСЬ БОГА!
- Трезвость - путь к интеллектуальному росту и счастью
- Сознание и Высший разум – Ноокосмизм
- За что христианская церковь невзлюбила Льва Толстого и Джордано Бруно
- Шашлык на вечном огне
- Лекция о Боге
- Борьба, Революция, Война
- Зависимость. Разум.
- Зачёт по последнему
- Любим ли мы интеллигенцию?
- О технологиях мирового господства
- Спорное и бесспорное в национальном вопросе
- Советы - наше будущее
- Исправит ли человечество свои грехи?
- О Концепции "Мёртвая Вода"
- Герои принимают решение
- Ефремов
- Слово о Судьбе Каждого