"Трезвость - здравая рассудительность, свобода от иллюзий и самообмана" - народная мудрость

Мировоззрение

Деньги - иллюзия свободы

Деньги – очень мощная иллюзия свободы.

Деньги – это, в первую очередь, средство. В том числе для достижения самых разнообразных (корыстных и благородных) целей. Так как это средство очень сильное – действенное – (как лекарство, содержащее наркотик), то потому опасное.

Применять наркотические лекарства нужно под строгим контролем врача. Так и деньги должны быть контролем. Чьим? Того человека, который обладает этим средством? Представьте: больному, которому требуются наркотические лекарства, принесли мешок таблеток и сказали: «Распоряжайся по своему усмотрению!». Больной очень быстро стал бы наркоманом.

Так и с деньгами. Богатый человек очень быстро становится зависимым от денег. Иллюзия ничем не ограниченных (кроме количества денег) возможностей вырабатывает привычку, условный рефлекс. У человека возникает убеждение, что деньги – это всё. И он боится потерять и это чувство, и то, что он накопил. Мало того, он стремится всячески приумножить своё богатство. Часто у таких зависимых появляются такие черты как жадность, скупердяйство, «плюшкинизм» и т.п. Иногда это дополняется безумной маниакальностью. Причём, что интересно, зависимый от денег, сам нередко сознаёт свою зависимость. Он даже хочет как-то избавиться от такой зависимости, чувствуя, что она его губит. Но….

В начале 90-х годов я встретил такого человека. Бывший учёный до распада СССР, математик, став в те непредсказуемые годы удачливым предпринимателем, он просто ошалел от больших по тому времени денег. Сначала сам переселился в офис своей фирмы, а потом и жена стала там же круглосуточно помогать мужу «делать деньги». По-разному этот психоз называется: «золотая лихорадка», «наведённая шизофрения».

Итак, поведение разбогатевшего человека меняется. Меняется не только поведение, но и мировоззрение, система ценностей. Меняется окружение: прежние друзья часто уже не устраивают. Иллюзия свободы, самообман привели человека к сильной зависимости, то есть к несвободе.

Не мной очень давно замечено разными народами: бедный человек – добрый, богатый – жадный, злой.

Объективности ради надо сказать, что не всегда так бывает. Часто, но не всегда. Опять же из личного опыта знаю людей разбогатевших за последние два десятилетия, но не потерявших головы. Сохранённая голова после определённых накоплений позволяет таким задумываться: А как жить дальше?! Как воспитывать своих детей? Как их и своих внуков спасти от разрушающего влияния окружающей действительности?

И они начинают искать ответ. Кто-то из них идёт правильным путём – путём высших знаний. Начинают общаться с людьми - носителями таких знаний, изучают различные концепции общественного устройства. А кто-то качнулся в религию, ищет ответа в различных изотерических течениях, обращается к «великим учителям» современности вроде Саи Бабы.

В результате кто-то из них переходит к действиям. Помогает материально и организационно представителям каких-либо общественных течений; способствует распространению знаний, которые произвели положительное впечатление; помогает авторам каких-то книг и т.п.

Ну, а некоторые решаются коренным образом изменить свою жизнь. Типичный пример – миллионер Герман Стерлигов. Разбогатев на заре своей молодости, он, будучи неглупым человеком с устоявшимися ценностями, ужаснулся тем моральным принципам, по которым строится «свободный мир» капитализма. Бросил бизнес и ушёл со своей семьёй от «этого общества» в деревню. Натуральное хозяйство, экологически чистая пища, произведённая своими руками, свежий воздух и чистая вода, весьма полезный на природе осмысленный физический труд, всех, включая малых детей, отсутствие грешных соблазнов большого города, ТВ и Интернет – всё это, по мнению Стерлигова, позволит спасти свои души, а главное, - души детей. И он, конечно, в принципе прав; искренне желаем его семейству удачи в этом.

Иначе говоря, Герман Стерлигов решительно стремится построить справедливое общество в «отдельно взятой семье». Причём, на основе религиозных – православных – ценностей. То есть Герман показывает пример и как бы призывает всех ему следовать.

Отсюда понятно, почему он на это решился, ибо христианство не одну тысячу лет утверждает: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся многие». Иначе говоря, христианство – религиозная идеология, пренебрегающая общественным и возвышающая личное, персональное. Это подтверждает и «еврейская мудрость («Карманная еврейская энциклопедия» Феникс. 1999г.):

«…Христианство – религия идеальной персоны». Буркитт

Пример Стерлигова в целом – положительный пример. Но много ли миллионеров ему последуют?

«Будущее принадлежит всем или никому!» (И. Ефремов «Час быка»). А это уже выражение русского мировоззрения, тезис русской идеи. Спастись можно только всем миром, всеми народами земли.

А если кто-то показывает лишь пример и не ищет единомышленников и не создаёт с ними открытую систему, то этот благородный пример почти бесполезен для общества. («Почти», ибо моральное прозрение стерлиговых всё же вызывает заслуженное уважение). Пожелаем Стерлигову всего хорошего. Но его дети вырастут и неизбежно (если не станут замкнутыми сектантами) вернутся в общество. Как они будут устойчивы в своих взглядах? Претерпит ли их мировоззрение какие-либо изменения? Как они будут жить? Выдержат ли давление общественной среды?

Эти вопросы пока без ответа.

А.ГРОМАШ

Наш канал на Youtube


Материалы Мировоззрение